Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Словарь по экономической теории
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Цена земли

Цена земли - цена купли-продажи земельного участка, пая; формируется на земельном рынке под влиянием спроса и предложения. Базовая цена земли равна рентному доходу, деленному на норму ссудного процента, т.е. такой сумме денег, которая будет положена в банк и будет приносить ссудный процент, равный ренте. В условиях абсолютной неэластичности предложения земли, в связи с ее ограниченностью и ростом спроса, цена земли имеет тенденцию к постоянному росту

Цена мировая

Цена мировая - цена, которая действует в международной торговле и распространяется на значительную часть товарооборота. Складывается под влиянием многих экономических, природно-климатических, географических, политических и других факторов. На практике выступает как цена крупных партий товара, регулярно продаваемого или покупаемого на свободно конвертируемую валюту, т.е. цена продавцов в основных центрах по экспорту данного товара и цена покупателей в важнейших центрах по его импорту. Например, мировые цены на машины и оборудование - это преимущественно цены европейских, японских и американских производителей; на уголь - импортные цены в западно-европейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, алюминий - цены Лондонской биржи цветных металлов.

Цена престижных товаров

Цена престижных товаров - формируется в связи с престижным, или демонстративным потреблением. Престижное потребление было исследовано Торстейном Вебленом в книге "Теория праздного класса", он впервые ввел это понятие в экономическую теорию в конце 19 века. Престижное потребление означает, что вещь используется не по своему прямому назначению, а с целью произвести впечатление на окружающих. При этом покупатель остерегается низких цен и ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком статусе, для потребителя полезность единицы товара, используемого для престижного потребления, зависит не только и не столько от качественных характеристик, сколько от цены, уплачиваемой за него. На этой основе можно говорить о двух ценах товара: реальной и престижной. Реальная цена - это цена, которую потребитель действительно заплатил за товар, а престижная - то, которую заплатил за товар по мнению других людей, и которая поэтому определяет его полезность с точки зрения престижного потребления.

Цена равновесия

Цена равновесия - цена, устанавливающаяся при условии равенства объема предложения объему спроса. Для отдельных товаров Ц.р. является частным случаем ценообразования и устанавливается на короткое время. С точки зрения совокупного предложения и совокупного спроса Ц.р. означает общее состояние равновесия и является элементом рыночного механизма. Ц.р., с одной стороны, информирует покупателя, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать и по какой цене, а с другой, информирует производителя, в каком объеме следует производить данный товар и доставлять его на рынок. В результате формирования Ц.р. покупатели приобретают то, что хотели бы иметь по данной цене. Продавцы, соответственно, продают все то, что хотели реализовать по данной цене. В итоге сделки оказываются выгодными для обеих сторон.

Цена ресурсов

Цена ресурсов - в рыночной экономике формируется через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции. Поскольку потребителями ресурсов являются производящие товары и услуги предприятия, а производителями - собственники ресурсов, то цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за его использование, будет являться доходом его владельца: цена естественных ресурсов - рента; цена труда - заработная плата; цена производственного капитала - процент; цена предпринимательских, способностей - предпринимательский доход.

Цена труда

Цена труда - на рынках рабочей силы Ц.т., т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников. Для огромного большинства людей на земле Ц.т., в форме ли заработной платы или иных трудовых доходов, представляет собой материальную основу их существования и благосостояния. В системе рыночных цен заработная плата является особо важной категорией еще м потому, что достигает примерно 34 национального дохода развитых стран. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы.

Ценность времени

Ценность времени - многогранна. В общеисторическом плане самую общую основу прогресса составляет экономия времени, прежде всего, рабочего. К экономии рабочего времени сводится любая экономия, многие прогрессивные изменения в технике и технологии, в профессиональном мастерстве работника и организации управления. Экономия рабочего времени - это критерий богатства общества, обеспеченности его материальными и духовными благами, услугами. Время влияет на многие экономические процессы. Различают 3 периода, которые по-разному влияют на спрос и предложение: мгновенный (очень короткий) - когда предложение неэластично и объем производства изменить практически невозможно; в коротком периоде объем производства может быть изменен путем привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов, но на тех же производственных мощностях, в длительном периоде объем производства может быть увеличен за счет расширения, реконструкции, модернизации производственных мощностей. Ценность рабочего времени измеряется производительностью труда.

Цены на товары Гиффена

Цены на товары Гиффена - обычно к товарам Гиффена относят малоценные товары, спрос на которые в определенных обстоятельствах растет при повышении их цены (а не снижаются , как следовало ожидать).

Предыдущая страница Следующая страница