Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Словарь по экономической теории
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Сбережение

Сбережение - категория, показатель, определяется как разность между суммой текущих доходов (Дт) и суммой текущих расходов (Рт), источник финансирования капитальных затрат. Сб = Дт-Рт

Свободная экономическая Зона

Свободная экономическая Зона - часть территории страны, на которой государством создаются льготные условия для привлечения иностранного капитала. СЭЗ применялись уже в ХVIII-ХIХ вв. В современном понимании принцип СЭЗ начинает складываться с 50-х гг. XX в. Обычно они образуются в транспортных узлах ( порт, аэродром), пограничных и прибрежных территориях, технологических и туристических центрах. Создание СЭЗ в нашей стране началось в 1990 г., было создано 10 таких зон: Санкт-Петербург, Выборг, Новгород, Находка, Сахалин, Кемерово, Чита, Калининград, Алтай, Зеленоград.

Сделка форвардная

Сделка форвардная (шипмент) 1) Сделка на реальный товар с отсроченным сроком поставки. Поставка товара предусматривается в установленный срок через один или несколько месяцев, но, как правило, в течение года, сезона. Срок, место поставки, качество товара оговариваются при заключении сделки. Цена может быть определена при заключении сделки либо зафиксирована в последующем, в зависимости от условий сделки, но до наступления срока поставки. Возможность приобретения или реализации товаров по форвардным сделкам с фиксированной ценой дает возможность предпринимателям заранее определить издержки производства и рассчитать величину прибыли. Контракт на поставку реального товара с отсроченным сроком поставки может быть с правом передачи (т.е. перепродажи) и без права передачи. 2) Операции по купле-продаже валют, при которых платеж производится через определенный срок по курсу, зафиксированному в момент заключения сделки (курс " форвард").

Сделка фьючерсная

Сделка фьючерсная - сделка на фьючерсной бирже по купле-продаже фьючерсного контракта. Объектом фьючерсной является еще не произведенная продукция, та продукция, которая будет произведена и поставлена в будущем, а точнее, контракт на поставку товара. Во фьючерсном контракте унифицированы практически все условия: качество товара, объем поставки, условия платежа, упаковка, маркировка, порядок рассмотрения споров и т.д. Стороны по сделке договариваются только о цене и сроке поставки.

Сделки с реальным товаром

Сделки с реальным товаром - договор купли-продажи на товар, имеющийся в наличии, уже произведенный в противоположность фьючерсной сделке. Продавец товара подтверждает наличие товара на складе биржи, складе производителя, любом другом складе варрантом, складским свидетельством (складской распиской) (См. варрант). Сделки с реальным товаром подразделяются на сделки с немедленной поставкой ("спот") и сделки с отсроченным сроком поставки (сделка форвардная или "шипмент"). Торговля реальным товаром ведется по образцам, выставленным в операционном зале биржи.

Сегментация рынка

Сегментация рынка - широко применяется в современной системе маркетинга; основана на предложении, что в поведении разных групп покупателей есть существенные различия ( например - молодых людей, молодой семьи, людей после 30, пожилых), определяющие их спрос на определенный товар, поэтому для каждого сегмента вырабатывается своя, конкретная стратегия поведения фирмы.

Система маркетинговой информации

Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля: за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система показателей результатов деятельности методологии системы национальных счетов

Система показателей результатов деятельности методологии системы национальных счетов -  1. Валовой выпуск (ВВ). 2. Валовой внутренний продукт (ВВП). 3. Чистый внутренний продукт (ЧВП). 4. Национальный доход. 5. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД). 6. Чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД). 7. Валовая прибыль экономики (ВПЭ) 8. Чистая прибыль экономики (ЧПЭ). 9. Валовое национальное сбережение (ВНС). 10. Чистое национальное сбережение (ЧНС).

Системы заработной платы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скорость денежного обращения

Скорость денежного обращения - число раз в году, которое данная валюта, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг.

Скорость обращения денег

Скорость обращения денег - отношения между ВНП и М, обычно записывается в виде формулы:  У = ВНП/М2, где М2 - денежная масса, ВНП - внутренний национальный продукт, У - скорость обращения денег (оборотов в год). Если скорость обращения денег низкая, то это свидетельствует о низком размещении (расходовании) ВНП и, наоборот, при высоком уровне обращения денег это показатель высокой конъюнктуры. Высокая У сокращает потребность в дополнительной эмиссии денег, а значит и позволяет бороться с инфляцией.

Собственность государственная

Собственность государственная - собственность, принадлежащая государству и используемая им для осуществления своих функций. Распоряжение государственным имуществом осуществляют соответствующие органы власти в центре и на местах от имени и по поручению населения данного государства. Государство может иметь любое имущество, необходимое для осуществления его функций в интересах граждан государства. Имущество, находящееся в собственности государства, может закрепляться за государственными юридическими лицами в полное хозяйственное владение или оперативное управление. Средства производства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну. Собственность государства создается за счет поступающих в казну налогов и других обязательных платежей, части платы за предоставленные в использование земли и другие природные ресурсы, части прибыли государственных предприятий, доходов от выпуска ценных бумаг и дивидендов на ценные бумаги, других поступлений, предусмотренных законодательными актами.

Собственность граждан

Собственность граждан - создается и приумножается за счет их трудовых доходов и доходов от средств, вложенных в сбербанки, другие ценные бумаги, от ведения хозяйства, от имущества, полученного по наследству.

Собственность как отношение

Собственность как отношение - отношение между людьми по поводу вещей. Экономическая теория изучает собственность как отношение между людьми по поводу средств производства. Собственность на средства производства принято рассматривать с точки зрения "дефакто" - фактического владения ею и "деюро"- правового закрепления собственности на средства производства за юридическим или физическим лицом. В общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Более дробная классификация (по А.Оноре) включает II правомочий; право владения, право пользования, право распоряжения, право на доход, право на капитальную стоимость, запрещение вредного использования, право на безопасность, право на передачу по наследству, бессрочность, ответственность в виде взыскания, остаточный характер.

Собственность коллективная

Собственность коллективная - собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, являющихся юридическими лицами.

Собственность общая

Собственность общая - имущество двух или нескольких собственников с определением долей каждого из них в праве собственности (долевая собственность) , а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - без определения долей (совместная стоимость). Владение, пользование и распоряжение общей долевой собственностью осуществляется по согласованию всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемым судом, арбитражным судом, третейским судом. Порядок определения и выделения доли устанавливается законодательными актами. При продаже доли общей собственности постороннему лицу остальные участки общей долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

Собственность частная

Собственность частная - форма собственности, существующая в различных конкретно исторических условиях. Субъектом частной собственности выступает отдельный человек (семья). Следует отличать частную собственность от личной собственности граждан. Главное отличие состоит в том, что личная собственность имеет потребительское назначение и используется для удовлетворения личных потребностей собственника, его семьи. Частная же собственность предназначена для производства и продажи товаров на рынке. На практике эти два вида собственности нередко будут нераздельными, т.е. собственность одновременно используется и для производства и для продажи товаров на рынке, и для удовлетворения личных потребностей. Поэтому отнесение собственности к личной или частной в этом случае должно определяться по преимущественному ее назначению и использованию.

Совершенная конкуренция

1) функционирование рыночного механизма при наличии большого количества продавцов, высоком качестве товаров, отсутствии ограничений для нового производства в условиях полной информированности потребителей и производителей о конъюнктуре рынка. Совершенная конкуренция не позволяет производителям и потребителям оказывать какое-либо влияние на рыночную цену товара; 2) организационная структура рынка, характеризующаяся большим количеством предпринимателей, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности назначить рыночную цену.

Совершенный рынок

Совершенный рынок - идеальная, абстрактная модель такого рынка. Имеет большое значение для правильного анализа других (неидеальных) форм. Модель предполагает выполнения ряда условий:

1. большой и регулярный спрос; 2. наличие свободной (совершенной) конкуренции, при которой любой субъект может свободно войти и выйти на данном рынке, никто ни продавцы, ни покупатели не могут оказать влияние на цену; 3. абсолютная мобильность факторов производства; 4. полная информированность и покупателей и продавцов о состоянии рынка. Такого совершенного рынка в принципе нет (считается, что близок к этому самый простой рынок свежих фруктов и овощей).

Совместная деятельность

Совместная деятельность - осуществляется ее участниками без создания для этой цели юридического лица на основе договора путем объединения имущества и усилий для достижения намеченной цели. Денежные или имущественные взносы участников, а также при создании или приобретении в результате совместной деятельности, являются их общей долевой собственностью. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия- участника, ведущего общие дела, не включается. Распределение прибыли и других результатов совместной деятельности между участниками договора о совместной деятельности осуществляется на основе договора.

Совместная предпринимательская деятельность

Совместная предпринимательская деятельность - способ проникновения на зарубежный рынок при помощи соединения с коммерческими предприятиями страны-партнера с целью создания производственных или маркетинговых мощностей.

Совокупное предложение

Совокупное предложение - категория макроэкономики, агрегатированная величина предложения в денежном выражении всех элементов производимого национального продукта при различных уровнях цен. Приблизительно можно оценить величиной ВНП.

Совокупный спрос

Совокупный спрос - категория макроэкономики, агрегатированная величина спроса в денежном выражении всех элементов производимого национального продукта при различных условиях цен. Подразделяется на четыре класса: спрос домохозяйств, спрос на инвестиции (капиталы), спрос на товары и услуги со стороны государства, спрос на экспортно-импортные товары.

Социальная защита безработных

Социальная защита безработных - в РФ в соответствии с законом "О занятости населения", принятым 19 апреля 1991 года, была создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры: образован Государственный фонд занятости; установлен период выплаты пособий - 12 месяцев; гражданам, имеющим продолжительный трудовой стаж, установлены пособия по безработице в следующих размерах (по отношению к средней, зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 м-ца -75%, следующие 4 м-ца - 60%, в дальнейшем - 45%; после истечения срока выплаты пособия по безработице законом предусмотрено оказание разных видов материальной помощи и т.п. 20 апреля 1996 г. Президент РФ подписал закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ" , " О занятости населения в РФ". Новый закон значительно повышает уровень социальной защиты безработных. Так ранее гражданин мог быть зарегистрирован в качестве безработного лишь в том случае, если он проживал на территории РФ не менее шести месяцев; теперь же это условие исключено. В новом законе о занятости более четко определены порядок и условия признания гражданина безработным. Внесение этих и ряда других изменений и дополнений в текст закона имеет цель повысить эффективность его действия. Закон дополнен рядом новелл, свидетельствующих о повышении уровня требований, предъявляемых к гражданам, которым предоставляются социальные гарантии, закрепляющих ряд новых гарантий, наделяющих работодателей правами и возлагающих на них обязанности, которые устанавливают их более полное участие в обеспечении занятости населения и другие

Спецификация прав собственности

Спецификация прав собственности - определение субъекта, объекта собственности и способов наделения ею; определение правомочий собственника.

Спрос

Спрос - количество товаров и услуг, которые покупатели способны приобрести при существующем уровне цен. Рынок только тогда реагирует на потребности, когда они подкреплены соответствующими денежными средствами. Спрос включает: спрос населения на товары и услуги; спрос предприятий, товаропроизводителей на все виды производственных ресурсов; а также спрос учреждений и организаций непроизводственной сферы. Между величиной спроса и рыночной ценой товара существует определенное соотношение, выражающееся в законе спроса - чем выше цена товара, тем ниже спрос на него и наоборот. Это соотношение изображается в виде графика - кривой спроса. Спрос может изменяться под воздействием следующих факторов: когда изменяются потребительские вкусы и предложения покупателей; при изменении числа потребителей и масштабов рынка; под влиянием рекламы; при изменении доходов населения (рост доходов приводит к увеличению спроса на отдельные товары и наоборот); при снижении или повышении цен на сопряженные товары (так, снижение цен на видеотехнику может повлечь за собой повышение спроса на видеокассеты); под воздействием инфляционных ожиданий (боязнь предстоящего повышения цен на некоторые товары ведет к ажиотажному спросу на них), Количественная оценка и структура его выявления затруднены в настоящее время, прежде всего, это связано с деформацией, искажением "нормального" спроса в условиях нестабильной экономической ситуации в России. С течением времени, когда спрос в известной мере стабилизируется, его изменение можно будет прогнозировать с достаточной степенью точности.

Спрос индивидуальный

Спрос индивидуальный - представляет спрос каждого покупателя на рынке отдельного товара. В курсе экономической теории рассматриваются три подхода к изучению индивидуального спроса потребителей: а) на основе "эффекта дохода" и "эффекта замещения"; б) с использованием теории предельной полезности; в) при помощи концепции "кривых безразличия".

Спрос на землю

Спрос на землю - общественные, производственные или личные потребности, обеспеченные денежными средствами, предназначенными да покупки земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения (см. "спрос на землю сельскохозяйственную" и "спрос на землю несельскохозяйственную" ).

Спрос на землю несельскохозяйственную

Спрос на землю несельскохозяйственную - желание и способность покупателя расплатиться за участки земли несельскохозяйственного назначения, предназначенных для строительства жилья, объектов производственного назначения, не связанного со специальным выращиванием продуктов растениеводства. В отличие от спроса на земли сельскохозяйственного назначения имеет устойчивую тенденцию к росту. Спрос на несельскохозяйственные цели дифференцируется по видам: спрос на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, промышленных объектов и даже... из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесцениванием денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость (земля выступает одной из гарантий сохранения и предложения богатства). Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него - местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли не одинакова и обычно достигает максимума в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или непроизводственные) площади на ограниченном участке земли (см. "спрос на землю несельскохозяйственного назначения", "предложение земли" ).

Спрос на землю сельскохозяйственную

Спрос на землю сельскохозяйственную - желание и способность покупателя расплатиться за участки земли сельскохозяйственного назначения. В условиях развитого рыночного хозяйства является производным от спроса на продовольствие ( продукцию растениеводства, животноводства и т.д.). Спрос на сельскохозяйственную землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение - степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья. Для производства продовольствия типична ситуация, близкая к совершенной конкуренции, так как преобладают семейные фирмы, ЛПХ. Сделка на куплю-продажу земли в развитых странах осуществляется по рыночным ценам, зависящим от спроса и предложения ее. Спрос на продукты питания (влияющим на спрос на землю сельскохозяйственную) неэластичен, люди могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях же высокой инфляции спрос на продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях же высокой инфляции спрос на продукты питания хотя и уменьшается, но меньше, чем на другие товары, т.к. происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например товаров длительного пользования) в бюджете потребителя. Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на с.х продукцию. На с.- х. спрос на землю оказывает серьезное влияние и такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя - явление типичное для современных развитых стран. Естественно, что это в конечном счете отразится на спросе земельных участков сельскохозяйственного назначения (см. "спрос на землю сельскохозяйственную").

Спрос на продукты питания

Спрос на продукты питания - это спрос, обеспечиваемый наличными денежными средствами населения. Особенность этого спроса в том, что он малоэластичен в основном.

Спрос на ресурсы

Спрос на ресурсы - существует два важных момента, влияющих на спрос, а следовательно, и на цену ресурсов. 1) спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предке ты потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Таким образом, спрос на ресурсы - это всегда производный спрос; 2) все факторы производства (ресурсов) экономически» технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все факторы и в определенном соотношении между собой. Следовательно, размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на другие ресурсы. Когда цена определенного фактора производства возрастает, спрос на него (при прочих равных условиях) будет понижаться, спрос на другой фактор повысится (например, более высокая цена на труд ведет к замещению его машинами).

Спрос на сельскохозяйственные продукты

Спрос на сельскохозяйственные продукты - предъявляют домохозяйства, фирмы, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (сах. свекла, лен, конопля, хлопок и т. д.) или экспортирующие эти то

вары.

Спрос на труд

Спрос на труд - зависит от двух факторов, которые принимаются во внимание руководителем фирмы, от предельной производительности труда и от общих условий экономической деятельности, а) Предельная производительность труда. Руководитель фирмы, желающий нанять рабочую силу, предъявляет спрос на труд до того момента, когда выручка от использования дополнительного рабочего сравняется с расходами по его использованию, или, другими словами, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой благодаря ему выручке. Кривая спроса на труд со стороны главы фирмы есть кривая предельной производительности по стоимости этого фактора. Теория предельной производительности является теорией спроса на фактор. Она просто уточняет, что при заданной заработной плате объем занятости на фирме будет таким, при каком заработная плата окажется равной предельной производительности по стоимости груда. 6) Общие условия экономической деятельности. Глава фирмы принимает во внимание не только уровень заработной платы в его соотношении с предельной производительностью. При решениях о найме руководствуются предложениями об уровне совокупного спроса. Следовательно, отношения между заработной платой и занятостью необходимо рассматривать в связи с факторами, которые определяют в общеэкономическом масштабе уровни потребления, накопления и инвестиций. Кейнс показал, что кривая совокупного спроса для совокупного продукта не является независимой от кривой предложения совокупного продукта ; эта кривая предложения есть кривая издержек, т.е. доходов. Сама по себе она определяется предложениями руководителей фирм относительно будущего уровня совокупного спроса; на основе этих предложений определяется совокупный объем инвестиций, а затем и совокупный спрос на труд в экономике.

Спрос на чисто общественное благо

Спрос на чисто общественное благо - сумма денежных средств государственного бюджета, которое общество может себе позволить для покрытия затрат на общие потребности. Величина спроса начисто общественное благо колеблется в зависимости от значимости вида чисто общего блага, результатов развития экономического, складывающейся ситуации в общественно-политической жизни страны. К чисто общественным благам относятся затраты на содержание армии для защиты от врагов, бесплатное образование, здравоохранение, культурно-массовые мероприятия и т.п. (см. "чисто общественное благо" , "чисто частное благо" ).

Спрос рыночный

Спрос рыночный - количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене за определенный период времени.

Среднегодовая стоимость основных фондов

Среднегодовая стоимость основных фондов - определяется на основе первоначальной стоимости с учетом их ввода и ликвидации по последующей формуле: Фс=Фп(б) ФввхЧМ/12-Фл(12-М)/12, где Фс - среднегодовая стоимость основных фондов; Фп(б) - первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов; ЧМ - число месяцев функционирования введенных основных фондов; Фл - ликвидационная стоимость; М - количество месяцев функционирования выбывших основных фондов.

Средний уровень заработной платы

Средний уровень заработной платы - определяется общим уровнем спроса и предложения на рынке труда. Совокупный спрос на труд зависит от производительности труда и, таким образом, от объема человеческого и физического капитала. Прирост человеческого и физического капитала приводит к увеличению уровня спроса на труд при заданной реальной заработной плате и тем самым к росту реальной заработной платы. В силу значительной децентрализации рынка труда изменения общего объема спроса и предложения на нем происходит постепенно, через изменение на множестве рынков труда в различных отраслях экономики.

Средняя стоимость к потреблению

Средняя стоимость к потреблению - отношение величины расходов к размерам дохода за соответствующий период - ССП= С/V.

Срок окупаемости инвестиционного проекта

Срок окупаемости инвестиционного проекта - срок, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций (или период, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций). Формула расчета периода окупаемости имеет вид: РР= Iо / СFt( ), где РР - период окупаемости (лет), Iо - первоначальные инвестиции, Сft( ) - годичная сумма денежных поступлений от реализации продукции от инвестиционного проекта.

Ссудный процент

Ссудный процент - плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями. Ссудный процент - это одна из форм прибавочной стоимости. Банкир предоставляет во временное пользование свой денежный капитал предпринимателю за определенный процент. Ссудный процент внешне выступает как цена товара - капитала. К.Маркс называет процент иррациональной формой цены, т.е. совершенно противоречащей понятию цены товара. Почему? Цена есть денежное выражение стоимости товара. Но когда капитал выступает как товар, то его цена не может быть денежным выражением его стоимости, т.к. сам ссудный капитал имеет лишь денежную форму. Ссудный процент есть только оплата потребительской стоимости капитала, его способность приносить прибыль. Функционирующий капиталист (предприниматель), например промышленник, платит процент банкиру за счет той прибыли, которую он получил в результате производства товара. Поэтому вся прибыль делится на две части: 1) ссудный процент, присваиваемый денежным капиталистом, и 2) предпринимательский доход, присваиваемый функционирующим капиталистом. Размеры той прибыли, которая присваивается банкиром в виде процента, выражается в норме процента. Нормой процента (ставкой процента) называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Так, если на капитал в 1000 долларов, отданных в ссуду, банкир получает доход в 20 долларов, то это означает, что норма процента равна 2 (20x100)/1000. Величина процента зависит от соотношения спроса и предложения ссудного капитала, (с возрастанием спроса на капитал увеличивается и процент) фактора риска (чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка процента) .

Стабильность

Стабильность - наличие соответствия между спросом и предположением, равновыгодных условий торговли для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности по всем его товарам.

Ставка заработной платы

В узком смысле под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д.

Ставка процента реальная

Ставка процента реальная - это процентная ставка, выраженная в неизменных долларах (рублях), или с поправкой на инфляции. Реальная ставка процента равна номинальной ставке процента минус уровень инфляции.

Ставка ссудного процента

Ставка ссудного процента - цена, уплачиваемая за использование денег, или, более точно - это количество денег, которое требует уплатить за использование доллара (рубля) в год.

Ставки дисконтирования плавающие

Ставки дисконтирования плавающие - ставки, размеры которых не фиксируются на весь срок размещения денежных средств, а пересматриваются через согласованные между инвестором и заемщиком промежутки времени в зависимости от изменения ситуации на соответствующем рынке. Время, в течение которого ставка остается на неизменном уровне, называется процентным периодом.

Степень риска

Степень риска - определяется величиной потерь средств и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия недостаточно обоснованных решений, слабости и недостоверности данных прогноза и маркетинга, не в полной мере отражающих потенциал предприятия и конъюнктуру рынка.

Степень финансовой устойчивости

Степень финансовой устойчивости - наличие собственных оборотных средств, а также соотношение между собственными и заемными оборотными ресурсами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия.

Стоимость

Стоимость (ценность) экономического блага 1) по теории К.Маркса - общественно необходимый труд, затраченный на производство экономического блага в типичных условиях производства, при средней умелости, достигнутой в обществе, и средней интенсивности труда; измеряется общественно необходимым временем; 2) по теории неоклассиков - ценность экономического блага зависит от редкости экономического блага, прежде всего от интенсивной потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.

Страховые институты

Страховые институты - формальные и неформальные нормы и правила поведения, позволяющие индивидам корректировать свои действия; ограничения, разработанные людьми, которые структурируют их деятельность в страховании. Сюда относятся организации (учреждения), занимающиеся заключением договоров о различных формах страхования, правила заключения полисов (договоров), установленная норма уплаты за страхование, виды страхования, мера материальной заинтересованности в страховании имущества , страховые пулы, т.е. объединения страховых компаний, основанных для совместного страхования рисков определенного вида, др.

Структура рабочей силы

Структура рабочей силы - состав рабочей силы по отраслевым, профессиональным, квалификационным и демографическим признакам. В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг. В 70-80-х .г, происходил также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Занятость здесь растет в 2 раза быстрее, чем в промышленности в целом. В России пока отраслевая формула занятости прямо противоположна той, что сложилась в развитых странах - в материальном производстве у нас занято около 54% численности рабочей силы, а в сфере услуг - 46%. Заметна эволюция профессионально-квалификационного состава рабочей силы. В профессиональной структуре рабочей силы преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда. Численность работников физического труда сокращается как абсолютно, так и относительно. Говоря о квалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня, а также способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, к новым формам организации труда и производства.

Структура рынка

Структура рынка - доли видов рынка, сложившихся или складывающихся в данный период времени на данной территории. Под влиянием темпов развития НТП в стране или в ее административных районах структура рынка может изменяться. Например, преимущественные объемы рынка товаров в какой-то период могут быть сокращены за счет увеличения объемов услуг или за счет увеличения объемов патентного или лицензионного рынка и т.п.

Структура рынков

Структура рынков - изначально рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам - например, сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам - например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.

Структурная безработица

Структурная безработица - экономисты используют термин "структурная" в значении "составной". С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому, что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у большинства рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест.

Стюарт Джеймс

Стюарт Джеймс (1712-1780) - экономист, автор книги "Исследования о принципах политической экономии". Его сочинения написаны в период, когда меркантилизм потерял свое назначение как экономическая теория, но существовал еще как экономическая политика. Считал, что внутренняя торговля не может быть источником прибыли. С. требует активного торгового баланса как источника прибыли.

Субвенция

Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования (возмещения) расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

Субъекты международных экономических отношений

Субъекты международных экономических отношений - в роли субъектов выступают международные организации при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестирование средств в отдельные проекты. В качестве субъектов выступают государственные структуры: правительственные органы, государственные предприятия и организации. Государство в лице министерств осуществляет внешнеторговые операции, в т.ч. целевые закупки и продажа продукции на внешнем рынке.

Субъекты рынка

1) производители, организации, оптовые и розничные торговые организации, специалисты по маркетингу, различные группы потребителей, то есть все те, кто предлагает свои товары и услуги через продажу, все те, кто покупает их; 2 ) это обособленные собственники,, которым принадлежат права владения, использования и распоряжения своим имуществом. К субъектам рынка относятся домохозяйства и отдельные личности, фирмы основанные на индивидуальной и коллективной собственности, государства.

Субъекты рыночной экономики

Субъекты рыночной экономики - домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство - это экономическая единица, которая состоит из одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающих решения, являющихся собственниками и стремящихся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Как домохозяйства выступают все потребители, трудящиеся, владельцы крупных и мелких капиталов, средств производства и земли. Фирма - это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства товаров услуг в целях получения прибыли, владеет или управляет одним ил несколькими предприятиями. Под государством понимают все пр. вительственные учреждения, которые обладают юридической и политической властью для достижения общественных целей.

Сущность и формы монополий

Сущность и формы монополий - монополия - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей. Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Выделяют следующие основные формы монополистических объединений: 1. Простейшие объединения. В этих низших формах объединения достигались временные соглашения о ценах. 2. Картели - это объединения ряда предприятий одной отрасли промышленности. Картельные соглашения включают в себя: установление единых монопольно высоких цен, размежевание рынков сбыта, ограничение размеров производства, создание специальных антистачечных фондов. 3. Синдикаты - это объединения ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их самостоятельности. 4. Тресты - это объединения собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом так и производственном отношениях. 5. Комбинаты- это объединения предприятий различных связанных друг с другом отраслей промышленности. Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение форм монополий. В результате эволюции монополистических форм в экономике многих стран сформировалась монополистическая структура хозяйства. Она характеризуется огромной экономической силой главных монополий, захватом целых отраслей экономики, ограничением появления новых конкурентов на рынке.

Сущность и функции денег

Сущность и функции денег - деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Деньги - это не обычный товар. Они играют особую общественную роль. Сущности денег свойственен ряд коренных черт: в потребительной стоимости денег проявляется стоимость всех других товаров, а деньги выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости; заключенный в деньгах конкретный труд служит всеобщей формой проявления абстрактного труда, а деньги выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощение абстрактного труда; содержащийся в деньгах частный труд выступает, как непосредственный общественный труд, а деньги выступают как непосредственное воплощение общественного труда; в противоположность всем прочим товарам деньги обладают всеобщей потребительской стоимостью. Деньги выполняют пять функций: деньги как мера стоимости; деньги как средство обращения; деньги как средство платежа; мировые деньги; деньги как средство накопления сокровищ. Исторически функции денег появились в той последовательности, в какой они изложены. Две первые функции появились одновременно.

Предыдущая страница Следующая страница