Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
МАКРОЭКОНОМИКА - раздел экономической науки, посвященный исследованию экономических проблем и ситуаций на народно-хозяйственном уровне, например изменение национального дохода, инвестиционная и налоговая политика, теоретические аспекты определения потребности в рабочей силе, методология оценки уровня инфляции, безработицы и т.п. |
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников (максимальная численность 200 человек, в отраслях непроизводственной сферы до 15 человек); наиболее эффективная форма организации малого бизнеса в условиях рыночных отношений. В этом секторе сферы материального производства в сравнительно короткие сроки решаются проблемы удовлетворения товарного спроса при минимизации текущих затрат путем приближения производства к рынкам потребления, упрощения системы управления и повышения гибкости технологических процессов для быстрой перестройки производства в соответствии с требованиями рынка. |
МАРЖА - доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк (см. также Депозитный процент). |
МАРЖИНАЛИЗМ - направление в экономической науке, исследующее экономические ситуации с помощью предельных величин, например предельных издержек, минимального уровня заработной платы, предельной процентной ставки и т.п. |
МАРЖИНАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - валовые издержки производства, которые растут или снижаются в результате изменения себестоимости единицы продукции вследствие роста или падения объема производства. При опережающих темпах роста валовых текущих издержек производства по сравнению с темпами роста выручки предприятие постепенно превращается в убыточное. |
МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД - доход (выручка), полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной продукции. |
МАРКЕТИНГ - система управления той сферой деятельности фирмы (предприятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удовлетворения спроса с учетом требований покупателя и его платежеспособности. Служба маркетинга выполняет следующие функции: анализ и прогнозирование рынков; оценка конкурентоспособности продукции и емкости рынка; разработка мероприятий по внедрению новой продукции в целях максимизации прибыли и минимизации издержек производства. |
МАРКЕТИНГОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - разработка и реализация плана мероприятий по достижению конкурентного преимущества в процессе производства и реализации продукции. |
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ - юридические и физические лица, участвующие в реализации готовой продукции и услуг промышленного предприятия и товара, производимого другими предприятиями. |
МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО - прогрессивная форма организации производства, обеспечивающая значительные объемы выпуска родственной продукции при высокой концентрации экономичного и производительного оборудования и расширении предметной специализации. |
МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ - экономический показатель, отражающий стоимость материальных затрат (МЗ), приходящуюся на 1 руб. себестоимости продукции (С) либо стоимости валовой продукции (ВП): МЕ = МЗ/С = МЗ/ВП. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - совокупность предметов труда (сырье, материалы, топливо и т.п.) и орудий труда (машины и оборудование), перерабатывающих предметы труда. |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ - совокупность статей или элементов затрат, участвующих в формировании себестоимости единицы продукции или сметы затрат на производство. |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ - совокупность материальных ценностей (сырье, материалы, детали, полуфабрикаты, комплектующие изделия), которые перемещаются во времени по технологическому маршруту для последовательного выполнения операций (заготовительные, механообрабатывающие, сборочные операции), связанных с изготовлением готовой продукции, а также складированием и транспортировкой произведенной продукции до потребителя. |
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ - группа основных производственных фондов, включающая: силовые машины и оборудование, которые предназначены для выработки и преобразования энергии (генераторы, двигатели и т.п.); рабочие машины и оборудование, используемые непосредственно для воздействия на предмет труда или для его перемещения в процессе создания продукции или оказания услуг, т.е. для непосредственного участия в технологическом процессе (станки, прессы, молоты, подъемно-транспортные механизмы и т.п.). |
МЕЗОЭКОНОМИКА - научная дисциплина, изучающая экономические процессы на уровне отраслей народного хозяйства и крупных объединений. |
МЕНЕДЖЕР - специалист по организации и управлению производством; профессиональный управляющий, наделенный исполнительной властью. |
МЕНЕДЖМЕНТ - совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях в целях максимизации прибыли. |
МЕХАНОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА - стоимость ведущей части основных производственных фондов, которая служит основой для оценки технического уровня производства, отнесенная к среднесписочной численности рабочих. |
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение трудоспособного населения в результате изменения экономической ситуации в местах приложения труда. |
МИКРОСРЕДА - совокупность социально-экономических принципов предприятия, обеспечивающих ему эффективное функционирование на рынке. |
МИКРОЭКОНОМИКА - научная дисциплина, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы и объекты (предприятия, фирмы). |
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКА - совокупность организационно-технических и экономико-управленческих мероприятий, направленных на снижение риска в процессе финансово-хозяйственной и производственной деятельности. |
МНОГОСТАНОЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - работа одного рабочего-станочника на двух или более станках. Способствует сокращению целосменных простоев оборудования и росту производительности труда. |
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ - усовершенствование, обновление оборудования, машин, технологических процессов в целях повышения производительности труда и улучшения их экономических показателей. |
МОНИТОРИНГ - постоянное исследование хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других экономических объектов. |
МОНОПОЛИЯ - исключительное право физических, юридических лиц или государства на формирование товарной политики, регулирование цен и объема реализации товара. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции юридическими ограничениями; открытую, при которой не предусматривается юридической защиты, но права на реализацию продукции временно сосредоточены у одного продавца; естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов. |
МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА - рыночная цена на товары и услуги, которая устанавливается выше или ниже стоимости товаров (услуг) в зависимости от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положение на рынке. |
МОНОПСОНИЯ - экономическая ситуация на рынке, при которой большое число продавцов-конкурентов обслуживают одного покупателя-монополиста. |
МОРАЛЬНЫЙ РИСК - поведение юридического или физического лица, направленное на сознательное повышение риска возникновения потерь. При этом предполагается их покрытие за счет страховой компании. |
МОРАТОРИЙ - отсрочка принятых обязательств по выплате кредита, выполнению операций по долговым соглашениям. |
МОТИВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - направление маркетинговых исследований, связанное с выявлением причин изменения поведения потребителя на рынке и оценкой их влияния на изменение спроса. |
МОТИВАЦИЯ - условие для эффективного осуществления принятого решения на основе материального или морального стимулирования какой-либо деятельности. Отрицательная мотивация проявляется в наложении санкций (выговор, снижение процента премии и т.п.). |