Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Большой экономический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАР")

МАБЛИ (MABLY), ГАБРИЭЛЬ БОННО (1704-1785)

МАБЛИ (MABLY), Габриэль Бонно (1704-1785) - французский просветитель. В 1768 г. аббат Мабли опубликовал экономическое сочинение против физиократов под названием "Сомнения, предложенные философом-экономистом по поводу естественного необходимого порядка политических обществ". В 1776 г. появилось сочинение "О законодательстве, или принципы закона", полно отражающее экономические взгляды Мабли. В своих работах, критикуя преимущественно земельную собственность, он допускал существование "личной собственности", полученной "из рук природы", понимая невозможность уничтожения всех форм собственности, и особенно на предметы личного потребления. Исходя из исторических условий франции XVIII века, Мабли ставил вопрос об издании "аграрного закона", устанавливающего максимум земельных владений. В целом, реформаторские рекомендации Мабли имели умеренный характер.

МАГАЗИН

МАГАЗИН - биржевой жаргон; дилерская компания, проводящая операции по купле-продаже облигаций.

-----------------------------------

предприятие розничной торговли.

МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ

МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации, без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии ГТК России.

МАГАЗИН, БЕСПОШЛИННЫЙ

МАГАЗИН, БЕСПОШЛИННЫЙ - магазин, торгующий товарами, освобожденными от акциза. Подобные магазины торгуют только для тех, кто вывозит товары из страны, поэтому при покупке необходимо предъявлять выездные документы (билеты). Стоимость акциза может быть возвращена покупателю, вывозящему товар за границу, однако государство, в которое будет ввезен товар, может взять за него пошлину по своим таможенным тарифам. Подобная практика освобождает покупателя от двойного налогообложения.

МАГАЗИН, ДЕНЕЖНЫЙ

МАГАЗИН, ДЕНЕЖНЫЙ - мелкое финансовое учреждение, пытающееся конкурировать с банками и рассчитанное на частных лиц; специализируется на кредитовании, страховании и консультациях.

МАГАЗИН, КОМИССИОННЫЙ

МАГАЗИН, КОМИССИОННЫЙ - предприятие торговли, осуществляющее реализацию товаров, принятых от организаций или граждан на комиссию.

МАГАЗИН ПО ОБМЕНУ МАРОК НА ТОВАР

МАГАЗИН ПО ОБМЕНУ МАРОК НА ТОВАР - магазин, в котором покупатели обменивают накопленные марки с объявленной стоимостью, выпущенные компаниями.

МАГАЗИН, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ

МАГАЗИН, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ - предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров широкого спроса.

МАГАЗИН СНИЖЕННЫХ ЦЕН

МАГАЗИН СНИЖЕННЫХ ЦЕН - предприятие розничной торговли, торгующее стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объемов сбыта.

МАГАЗИН, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

МАГАЗИН, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ - розничное заведение, предлагающее узкий товарный ассортимент значительной дифференциации.

МАГАЗИН ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

МАГАЗИН ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА - сравнительно небольшой магазин, расположенный в непосредственной близости от жилого района, открытый допоздна все семь дней в неделю и предлагающий ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.

МАГАЗИНАЖ

МАГАЗИНАЖ - деньги, которые взимаются за хранение товаров в магазинах.

МАГАЗИН-ДЕМЗАЛ, ТОРГУЮЩИЙ ПО КАТАЛОГАМ

МАГАЗИН-ДЕМЗАЛ, ТОРГУЮЩИЙ ПО КАТАЛОГАМ - предприятие розничной торговли, использующее принципы торговли по каталогам и по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, обычно продающихся с высокой наценкой.

МАГАЗИН-КУЛИНАРИЯ

МАГАЗИН-КУЛИНАРИЯ - реализует населению различные виды полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.

МАГАТЭ

МАГАТЭ - см. АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ.

МАГИСТР

МАГИСТР - в США, Великобритании и других странах с англоамериканской системой высшего образования это вторая академическая степень, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему высшее учебное заведение и имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс в течение 1-2 лет, сдавшим специальный экзамен и защитившим диссертацию.

МАГИСТРАЛЬ

1. главная линия какого-либо сооружения

2. основное понятие математической теории равномерного пропорционального роста экономики, разработанной американским математиком Дж.Нейманом. Это траектория (путь) развития, при которой теоретически, за длительное время, достигается максимальная скорость роста экономики. Другое название - неймановский путь.

МАГНАТ

1. крупные феодалы, родовитая и богатая знать

2. представители крупного промышленного и финансового капитала ("магнаты капитала").

МАГНИТ

МАГНИТ - крупный магазин, привлекающий покупателей в торговый центр.

МАЖОРИЗАЦИЯ

МАЖОРИЗАЦИЯ - условное, осуществляемое в рекламных целях участие инвестора в предварительной подписке на акции, которые он в действительности не намерен приобретать.

МАЙОРАТ

МАЙОРАТ - система наследования недвижимости, по которой имущество (в основном земля), а также сама наследуемая недвижимость переходит к старшему в роде.

МАК

МАК - морская арбитражная комиссия.

МАК-КУЛЛОХ (MACCULLOCH), ДЖОН РАМСИ (1789-1864)

МАК-КУЛЛОХ (MACCULLOCH), Джон Рамси (1789-1864) - британский (шотландский) экономист, последователь и популяризатор Рикардо. В основном своем сочинении "Начала политической экономии" (1825), признавая труд источником стоимости, Мак-Куллох толковал сам труд как род действий или операций, независимо от того, выполняются они людьми, машинами, животными или силами природы. Соответственно прибыль оказывалась в его истолковании частью стоимости, созданной "работой" накопленного труда, то есть капитала.

МАКЛАК

МАКЛАК - торговец, торгующий на аукционах с целью получить отступного.

МАКЛЕОД (MACLEOD), ГЕНРИ ДАННИНГ (1821-1902)

МАКЛЕОД (MACLEOD), Генри Даннинг (1821-1902) - английский экономист и юрист; противник классической политической экономии, особенно рикардианства. Маклеод трактовал предмет политической экономии с точки зрения меновой концепции: цель его в "открытии законов, определяющих меновые отношения количеств". Маклеод определял меновую стоимость товаров как соотношение между спросом и предложением: он считал, что "... по общему политико-экономическому закону отношение между спросом и предложением есть единственный регулятор ценности". По мнению Маклеода, деньги ведут свое происхождение из функции средства платежа. С деньгами отождествляется капитал. Различие между основным и оборотным капиталом превращается в различие между денежным вкладом, возвращаемым по требованию, и вкладом, выдаваемым только после предварительного уведомления. Особое внимание Маклеод уделял проблемам банков и кредита, отстаивая капиталотворческую теорию кредита. Он утверждал, что кредит есть капитал, создаваемый банком. Одна из основных работ "Основания политической экономии" (1865).

МАКЛЕР

1. лицо, профессионально занимающееся посредничеством в области покупки и продажи товаров, ценных бумаг, страхования и т.д.

2. биржевой посредник (дилер, джоббер), который покупает и продает контракты за свой счет в отличие от брокера, который заключает сделки для клиентов.

МАКЛЕР, БИРЖЕВОЙ

МАКЛЕР, БИРЖЕВОЙ - первоначально торговец акциями и облигациями. Сейчас понимается обычно как частное лицо, которое продает ценные бумаги менее чем через год после их покупки и ведет все операции за счет собственных средств; сотрудник брокерской, дилерской или иной финансовой фирмы, занимающийся куплей-продажей ценных бумаг для фирмы.

МАКЛЕР, БИРЖЕВОЙ КОНКУРИРУЮЩИЙ

МАКЛЕР, БИРЖЕВОЙ КОНКУРИРУЮЩИЙ - член биржи, который при условии соблюдения определенных правил, может заключать сделки в операционном зале за свой счет и на свой риск.

МАКЛЕР, ВЕКСЕЛЬНЫЙ

МАКЛЕР, ВЕКСЕЛЬНЫЙ - маклер, который ведет операции, аналогичные операциям, осуществляемым учетными домами, то есть покупает и продает переводные векселя. Кроме того, такой маклер может действовать и просто как посредник.

МАКЛЕР, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ

МАКЛЕР, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ - член биржи, который покупает и продает ценные бумаги только за свой счет. З.м. составляют только 5% всех членов биржи. Из можно сравнить с частными маклерами на биржах ФРГ.

МАКЛЕР, КУРСОВОЙ

МАКЛЕР, КУРСОВОЙ - биржевой маклер, ведающий котировкой курсов ценных бумаг или валюты.

МАКЛЕР НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ

МАКЛЕР НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ - лицо, которое помогает банкам найти клиентов, готовых одалживать деньги на особо краткие сроки, например на сутки. Этот маклер сам не дает ссуды и не берет взаймы, он является лишь посредником, получающим комиссионное вознаграждение.

МАКЛЕР НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ

МАКЛЕР НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ - торговец, консультирующий на бирже по вопросам рыночной конъюнктуры.

МАКЛЕР, ОПЕРАЦИОННЫЙ

МАКЛЕР, ОПЕРАЦИОННЫЙ - член биржи, который выполняет поручения брокеров и получает за это определенное вознаграждение.

МАКЛЕР ПО ФРАХТОВАНИЮ СУДОВ

МАКЛЕР ПО ФРАХТОВАНИЮ СУДОВ - агент, действующий по поручению владельцев судов при приобретении грузов или продаже площадей под них.

МАКЛЕР, СВОБОДНЫЙ

МАКЛЕР, СВОБОДНЫЙ - независимый маклер на биржах Германии, торгующий за свой счет на неофициальном рынке.

МАКЛЕР, СТРАХОВОЙ

МАКЛЕР, СТРАХОВОЙ - посредник между страхователем и страховщиком (то же, что брокер страховой). Наиболее характерная фигура для немецкого и австрийского страховых рынков.

МАКЛЕР, СУДОВОЙ

МАКЛЕР, СУДОВОЙ - маклер, специализирующийся на бронировании чартеров, погрузочных площадей на грузовых судах, иногда и билетов на пассажирские суда.

МАКЛЕРИАТ

МАКЛЕРИАТ - основной рабочий персонал биржи.

МАКЛЕР-СПЕЦИАЛИСТ

МАКЛЕР-СПЕЦИАЛИСТ - на биржах США это ведущий торгов, специализирующийся на определенных видах ценных бумаг. Может совершать сделки за свой счет.

МАКРОМАРКЕТИНГ

МАКРОМАРКЕТИНГ - система хозяйственной деятельности в рамках относительно замкнутого рынка по направлению потока товаров от производителя к потребителю, в которой предусматривается участие в процессе производства всех производителей товара на паритетных началах и которая содействует удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах.

МАКРОСРЕДА

МАКРОСРЕДА - совокупность демографических, экономических, природных, научно-технических, политических и культурных факторов, оказывающих решающее влияние на деятельность организации, фирмы, корпорации.

МАКРОСТРУКТУРА РЫНКА

МАКРОСТРУКТУРА РЫНКА - соотношение спроса и предложения по товарным группам, то есть видам товаров (услуг), объединенных общностью функционального назначения и выделившихся в самостоятельные производства под влиянием общественного разделения труда и специализации предприятий (обувь, одежда, мебель, продукты питания, жилье и др.). Термин применим также к финансовому, кредитному и денежному рынкам.

МАКРОУРОВЕНЬ

МАКРОУРОВЕНЬ - уровень народного хозяйства в целом, в отличие от отраслевого уровня или уровня низовых хозяйственных звеньев (предприятий) или, например, уровень государственных финансов в отличие от местных финансов (региональный уровень).

МАКРОЭКОНОМИКА

1. метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей. Элементы макроэкономического анализа встречаются уже у представителей классической школы политэкономии (одной из первых макроэкономических моделей является экономическая таблица Кенэ)

2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие ее сектора (домохозяйства, бизнес, государственный сектор и т.д. или по другой классификации промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.) и использующая для этого агрегированные макроэкономические показатели и их связи, например, с деньгами, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением.

МАКСИМИЗАЦИЯ

1. стремление или действия по достижению максимума чего-либо

2. крайность в каких-либо требованиях, взглядах.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ - предпосылка неоклассической экономической теории, согласно которой индивиды и фирмы, исходя из имеющейся информации, максимизируют как полезность, так и прибыль.

МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ

МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ - выбор фирмой такой цены на товар, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Выбор цены производится после оценки спроса и издержек применительно к разным уровням цен.

МАКСИМУМ

МАКСИМУМ - максимальное, наибольшее количество, наибольшая величина в ряду данных, предельный.

МАКСИМУМ, ДВОЙНОЙ

МАКСИМУМ, ДВОЙНОЙ - используемый в анализе состояния рынка график изменения курса каких-либо ценных бумаг, показывающий, что курс дважды поднялся до своего максимального уровня и вновь снижается. Это означает, что при данном максимуме существует предложение этих ценных бумаг и что рынок будет оказывать сопротивление повышению курса выше данного максимального уровня.

МАКУЛАТУРА

МАКУЛАТУРА - бросовая облигация. Любая облигация, которая имеет низший рейтинг. Такие облигации обычно выпускаются компаниями, не имеющими устоявшейся репутации на протяжении длительного периода времени, но могут приносить высокий доход.

-----------------------------------

использованные бумажные, картонные изделия и бумажные отходы, идущие на переработку.

МАЛЕНВО (MALINVAUD), ЭДМОН КАМИЛЬ (РОД. 1923)

МАЛЕНВО (MALINVAUD), Эдмон Камиль (род. 1923) - французский экономист, статистик; один из лидеров французской эконометрической школы. Специалист в области макроэкономической теории. Ему принадлежит труд: "Новый взгляд на теорию безработицы" (1980), в котором Маленво откликнулся на структурный кризис мирохозяйственного и национального развития в 70-80-х гг. Рассматривая феномен массовой безработицы, он пришел к выводу, что в хозяйстве одновременно возможно существование и "кейнсианской безработицы", когда предприниматели из-за низкой склонности к инвестированию отказываются прибегать к найму рабочих независимо от того высок или низок уровень заработной платы, и "классической безработицы", когда предприниматели не могут увеличить занятость, так как безработные (и работающие) не соглашаются на снижение заработной платы. В первом случае безработица - результат поведения предпринимателей (или денежных капиталистов). Во-втором, вина по сути дела ложится на лиц наемного труда. "Можно считать, - указывал Маленво, - что именно такая ситуация создалась в западном мире в конце 60-х начале 70-х гг. и что существует опасность ее сохранения в будущем ... Поэтому понятно, почему доводы классической теории в отношении причин неполной занятости ... вновь вошли в моду".

МАЛЬТУЗИАНСТВО

МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория народонаселения, разработанная на рубеже XVIII и XIX веков Р.Мальтусом и утверждающая, что средства существования людей в силу действия "закона убывающего плодородия почвы" не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии, в то время как население удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии. Мальтузианство, таким образом, утверждало, что главная причина бедности мало или вовсе не зависит от экономических факторов, поскольку она обусловлена "естественными законами и человеческими страстями", чрезмерным размножением, которым не могут противостоять никакие экономические реформы.

МАЛЬТУС (MALTHUS), ТОМАС РОБЕРТ (1766-1834)

МАЛЬТУС (MALTHUS), Томас Роберт (1766-1834) - английский экономист. В памфлете "Опыт о законе народонаселения" (1798) по аналогии с природой, где способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус утверждал, что средства существования людей в силу действия "закона убывающего плодородия почвы" не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии, в то время как население удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии. В своей главной работе "Начала политической экономии" (1820) в отличие от Смита и Рикардо, которые считали, что ключевой проблемой для политэкономии является накопление, обеспечивающее рост производства, Мальтус впервые поставил в центр экономической теории проблему реализации, в частности в условиях кризисов перепроизводства. Разрешение проблемы реализации и кризисов Мальтус искал в существовании общественных классов и слоев, не относящихся ни к капиталистам, ни к рабочим (непроизводительные слои населения). Предъявляемый ими спрос только и может, считал он, обеспечить реализацию всей массы производимых товаров. Кейнсианство возродило и взяло на вооружение идеи Мальтуса по вопросу о реализации и факторах "эффективного спроса".

МАЛЬЧИКИ УОЛЛ СТРИТА, ЗОЛОТЫЕ

МАЛЬЧИКИ УОЛЛ СТРИТА, ЗОЛОТЫЕ - см. "КУДЕСНИКИ УОЛЛ СТРИТА".

МАНАТ

МАНАТ - денежная единица Азербайджана (азербайджанский манат) и Туркмении (туркменский манат).

МАНГОНИЗАЦИЯ

МАНГОНИЗАЦИЯ - подделка товаров.

МАНДАТ

1. полномочие, наказ, поручение

2. документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица.

МАНДАТ, ДИВИДЕНДНЫЙ

МАНДАТ, ДИВИДЕНДНЫЙ - приказ акционера компании выплатить дивиденд третьему лицу или перевести на его банковский счет (в Великобритании).

МАНЕВРИРОВАНИЕ

МАНЕВРИРОВАНИЕ - изменения управляемых параметров системы без нарушения общей стратегии управления.

МАНЕКЕН

МАНЕКЕН - фигура из дерева или пластмассы в форме человеческого тела для примерки или показа одежды.

МАНИПУЛЯЦИЯ

1. движение рук, связанное с выполнением определенной операции

2. махинация, проделка 3. незаконная операция купли-продажи ценных бумаг с целью повышения или понижения цены, чтобы побудить других к покупке или продаже.

МАНИФЕСТ

1. обращение общественных организаций, партий, групп лиц, имеющее программный характер

2. акт верховной власти в форме торжественного обращения к народу 3. документ, содержащий перечень коносаментов и предъявляемый таможенным органам, а также агентам и стивидорным компаниям в портах назначения.

МАНИФЕСТ, ГРУЗОВОЙ

МАНИФЕСТ, ГРУЗОВОЙ - опись всех коносаментных партий, погруженных на данное судно. Составляется отдельно для каждого порта выгрузки на основании коносаментов, используется для организации выгрузки и предъявляется в порту выгрузки таможенным властям. Подобный документ выписывается и на контейнер со сборным грузом (на несколько отправлений); в нем указываются: номер контейнера, номер пломбы, номера сквозных коносаментов, номер рейса, название судна, наименование отправителя, получателя, груз, количество мест, кубатура, вес по каждому коносаменту и т.д. Используется для таможенной "очистки" судна и груза в иностранном порту; содержит все основные данные по грузам, находящимся на борту судна.

МАНИФЕСТ, ФРАХТОВЫЙ

МАНИФЕСТ, ФРАХТОВЫЙ - документ, содержащий ту же информацию, что и грузовой манифест, а также дополнительные данные, касающиеся платы, взимаемой за провоз, расходов и т.д.

МАНКО

МАНКО - недовес, недочет в кассе денег.

МАНТО

МАНТО - термин, обозначающий титр акции, облигации.

МАНТО, АКЦИОННОЕ

МАНТО, АКЦИОННОЕ - состояние фирмы, не проводящей предпринимательской деятельности, но сохраняющейся как юридическое лицо, функционирующей чисто формально; теневое предприятие.

МАНУФАКТУРА

МАНУФАКТУРА - мануфактурное производство, господствовавшее в Западной Европе в XVI-XVIII вв.; способ производства и тип предприятий, характеризуемые разделением труда и его кооперацией, но при сохранении ручного труда, ремесленничества, низком уровне используемой техники.

МАНЦИПАЦИЯ

МАНЦИПАЦИЯ - передача купленной вещи в собственность.

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ - разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе (например в результате безработицы или миграции).

МАРГИНАЛЫ

МАРГИНАЛЫ - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

1. пребывание у низшего предела: почти убыточность - для предприятия, около черты бедности - для населения

2. использование предельных величин при анализе экономических явлений (предельной полезности, предельной производительности, предельной ликвидности).

МАРГИНАЛЬНЫЙ

МАРГИНАЛЬНЫЙ - находящийся на краю; близкий к пределу, почти убыточный.

МАРГО

МАРГО - чистое место на краях торгового письма, оставленное для пометок.

МАРДЖИН

МАРДЖИН - условие договора морской перевозки груза, согласно которому в чартере для перевозки массовых навалочных или насыпных грузов оговаривается разница между минимальным количеством груза, которое судно обязано принять к перевозке, и максимальным, которое судовладелец имеет право требования от фрахтователя.

МАРЖА

МАРЖА - термин, применяемый в банковской, биржевой, торговой, страховой практике для обозначения разницы между процентными ставками, курсами ценных бумаг, ценами товаров и другими показателями

1. разница между ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам; между ставками по кредитам, предоставляемым различным категориям заемщиков; суммой обеспечения, под которое предоставлен кредит и суммой выданного кредита и др. (см. СПРЭД) 2. дополнительная доля по депозиту, залоговому обеспечению или допустимым колебаниям курса валюты 3. в товарных сделках это денежная сумма или залог, помещенный клиентом у брокера или в расчетной палате в целях страхования от возможных потерь по открытым фьючерским контрактам. М. не является частью платежа за товар. Поддерживаемая маржа - сумма, которую необходимо держать в депозите у брокера в течение всего времени сделки. М. возвращается после ликвидации биржевого контракта или идет в оплату поставки товара и вносится только при неблагоприятном изменении цен 4. метод котировки форвардных валютных курсов 5. на биржевых рынках акции могут быть куплены "с маржей", то есть покупатель платит наличными немедленно только часть цены, прибегая тем самым к кредиту брокера 6. иногда употребляется в том же значении, что и депозит.

МАРЖА, БАНКОВСКАЯ

МАРЖА, БАНКОВСКАЯ - разница между ставками кредитного и депозитного процента, между кредитными ставками для отдельных заемщиков, между процентными ставками по активным и пассивным операциям.

МАРЖА, ВАРИАЦИОННАЯ

МАРЖА, ВАРИАЦИОННАЯ - дополнительный гарантийный депозит в срочной биржевой торговле (по результатам движения цен в течение дня); в случае благоприятного движения цен может выплачиваться обратно.

МАРЖА, ГАРАНТИЙНАЯ

МАРЖА, ГАРАНТИЙНАЯ - см. МАРЖА, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ.

МАРЖА, ДЕМПИНГОВАЯ

МАРЖА, ДЕМПИНГОВАЯ - разность между внутренними и экспортными ценами.

МАРЖА, КОТИРУЕМАЯ

МАРЖА, КОТИРУЕМАЯ - разница между двумя уровнями доходности или между индексом-ориентиром и ценой акции.

МАРЖА, КРЕДИТНАЯ

МАРЖА, КРЕДИТНАЯ - разность между двумя показателями в договорах займа - между оценочной стоимостью товара и размером выданной под него ссуды.

МАРЖА, ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ

МАРЖА, ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ - на бирже гарантийный депозит; денежная сумма (залог), вносимая при открытии маржевого счета и помещаемая клиентом у брокера или в расчетной палате с целью страхования от возможных потерь по открытым фьючерсным контрактам; обычно устанавливается биржей в виде конкретной суммы или процента от суммы контракта.

МАРЖА, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ

МАРЖА, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ - биржевой термин. Под поддерживаемой маржей понимается минимальная сумма, которая должна находиться на маржевом счете клиента. По итогам операционного дня расчетная палата производит перерасчет и добавляет или снимает деньги с маржевого счета клиента в зависимости от сведений позиции. В случае убытка клиенту поступает требование о внесении дополнительного обеспечения для восстановления остатка до уровня первоначальной маржи. Прибыль зачисленная на биржевой счет, используется по усмотрению клиента.

МАРЖА ПРИБЫЛИ

МАРЖА ПРИБЫЛИ - показатель прибыли в процентах к объему реализованной продукции или капиталу.

МАРЖА, ССУДНАЯ

МАРЖА, ССУДНАЯ - разница между стоимостью привлеченных средств банка и доходом от кредитования.

МАРЖА УЧЕТНОЙ СТАВКИ

МАРЖА УЧЕТНОЙ СТАВКИ - разница между ставкой банка по кредитам и депозитам (вкладам).

МАРЖА, ФОРВАРДНАЯ

МАРЖА, ФОРВАРДНАЯ - разница (дисконт или премия) между курсом валюты по сделкам за наличный расчет ("спот") и курсом валюты по срочным сделкам.

МАРЖА, ЧИСТАЯ ПРОЦЕНТНАЯ

1. разница между средней процентной ставкой, получаемой по кредитам или инвестициям, и средней ставкой, уплачиваемой по обязательствам и капиталу; показатель прибыльности банка

2. отношение чистого процентного дохода банка к средней сумме его активов, приносящих проценты (в %).

МАРЖА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

МАРЖА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ - отношение нетто-прибыли компании к ее нетто-продажам.

МАРЖИНАЛИЗМ

МАРЖИНАЛИЗМ (от французского: маржиналь - предельный). Один из основных методологических принципов неоклассической политэкономии, основанный на использовании предельных величин в анализе экономических явлений (классическая политэкономия - от А.Смита до К.Маркса - оперировала, в основном, средними величинами, "нормальными условиями", что не только задавало ей определенные содержательные границы, но и искажало в ее оценках реальную картину рынка, лишало экономические категории необходимого динамизма). В истории экономической мысли принцип маржинализма явился ядром ряда экономических открытий последней трети XIX века, которые принято объединять общим термином "маржиналистская революция". В современной экономической теории основные категории М. (предельная полезность, предельная производительность и др.) используются в анализах спроса и предложения, в построениях моделей рыночного равновесия.

МАРЖИНАЛИСТЫ

МАРЖИНАЛИСТЫ - последователи направления экономической науки, зародившегося в 1870-е гг., на котором базируется современная неоклассическая экономическая теория. Созданное независимо друг от друга У.Джевонсом (1835-1822) и Л.Вальрасом (1834-1910), это направление утверждает, что экономическая стоимость определяется меновым курсом (или ценой) последней единицы поступившего на рынок товара.

МАРКА

1. имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов

2. денежная единица германских государств, равная 100 пфеннигам. Название произошло от одноименной старинной меры веса в полфунта серебра. В 1871 г. в качестве единой денежной единицы в Германской империи была введена золотая марка, заменившая серебряные талер и гульден и золотой талер. В настоящее время в обращении в Германии находится единая немецкая марка 3. денежная единица Финляндии, равная 100 пенни, введена в 1860 г.

МАРКА, ГЕРБОВАЯ

МАРКА, ГЕРБОВАЯ - вид гербового знака. Путем продажи Г.м. взимался гербовый сбор при подаче заявлений гражданско-правового характера в административные и судебные органы.

МАРКА, ГРУЗОВАЯ

МАРКА, ГРУЗОВАЯ - знак, наносимый на обоих бортах морских судов для обозначения минимальной высоты надводного борта, которую может иметь данное судно при различных условиях плавания.

МАРКА, НЕРЕКЛАМИРУЕМАЯ

МАРКА, НЕРЕКЛАМИРУЕМАЯ - торговая марка, используемая для дешевых товаров невысокого качества в силу этого не нуждающихся в больших затратах на рекламу.

МАРКА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

МАРКА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - клеймо, штамп, проставляемое на изделиях, которые выпускают предприятия, или на их упаковке в целях индивидуализации изготовителя.

МАРКА С ОБЪЯВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ, БУМАЖНАЯ

МАРКА С ОБЪЯВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ, БУМАЖНАЯ - марка, накопление некоторого количества которых, дает покупателю право бесплатного приобретения товара из ассортимента того магазина, где получены марки.

МАРКА, ТОРГОВАЯ

МАРКА, ТОРГОВАЯ - оригинально оформленный и отличительный знак, который торговые предприятия вправе помещать на реализуемых ими изделиях, изготовленных по их заказу: графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, оригинальная упаковка.

МАРКА, ТОРГОВАЯ АГРЕССИВНАЯ

МАРКА, ТОРГОВАЯ АГРЕССИВНАЯ - временная марка, используемая для привлечения внимания к новому товару.

МАРКА, ФАБРИЧНАЯ

МАРКА, ФАБРИЧНАЯ - обозначение, содержащее информацию об изготовителе товара. Равнозначна понятию "производственная марка".

МАРКЕР

МАРКЕР - специальный знак, наносимый на машинный носитель информации для выполнения служебной функции, обеспечивающей обработку информации. Помещается перед отмечаемой зоной или после нее.

МАРКЕТИНГ

1. в общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу М. составляют разработка товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Основные рабочие понятия М. - нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Различают дифференцированный М. - выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельной программы для каждого из них, концентрированный М. - концентрация усилий на большой доле одного или нескольких субрынков, массовый М. - выступление с одним товаром для всех покупателей, целевой М. - разработка товаров и комплексов М. в расчете на каждый из отобранных сегментов рынка. Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, воздействующих на уровень, время и характер спроса с целью получения прибыли, роста объема сбыта, увеличения доли рынка. Цель М. - сделать усилия по сбыту ненужными, так хорошо познать клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами

2. анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта, с учетом выявленных и предполагаемых потребностей, а также перспектив предприятия в области исследований и оптимизации производства в русле существующих требований. С экономической теорией М. связывают: необходимость экономических расчетов и оценок, анализ конъюнктур товарных рынков, исследования в области ценообразования. В маркетинге также используются данные статистики, социологии, психологии и в определенных случаях - система национальных счетов.

МАРКЕТИНГ, БЕСПРИБЫЛЬНЫЙ

МАРКЕТИНГ, БЕСПРИБЫЛЬНЫЙ - применение принципов маркетинга к организациям, не ориентирующимся на прибыльность. Примерами могут служить симфонические оркестры, музеи и благотворительные организации.

МАРКЕТИНГ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ

МАРКЕТИНГ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ - совокупность производителя, одного или нескольких оптовых продавцов и одного или нескольких мелкооптовых (розничных) продавцов, действующая как единая система сбыта. При этом один из членов системы-канала распределения - обладает правом собственника (например генеральный дистрибьютор) над остальными членами канала распределения (дилерами) и предоставляет им торговые привилегии, а также обеспечивает их полное сотрудничество в рамках принятого соглашения.

МАРКЕТИНГ, ГЕОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

МАРКЕТИНГ, ГЕОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ - техника маркетинга услуг на основе данных переписей по конкретным районам; например, данные о распределении населения по возрасту, доходам и другим критериям помогают успешно продавать услуги.

МАРКЕТИНГ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ

МАРКЕТИНГ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ - выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них.

МАРКЕТИНГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ТОВАРОВ

МАРКЕТИНГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ТОВАРОВ - сбыт товаров производственного назначения для предприятий и организаций, в том числе заводов "под ключ". М.и.т. характеризуется рядом особенностей: спрос на инвестиционные товары носит производственный характер (он определяется решениями о выпуске продукции); процесс принятия решений намного продолжительнее, чем в сфере потребительских товаров, и зависит от ряда факторов (новизна решаемой задачи, готовность к переменам, имеющиеся средства и т.д.); в принятии решения, как правило, участвуют представители нескольких подразделений, имеющих свои интересы.

МАРКЕТИНГ, КОНВЕРСИОННЫЙ

МАРКЕТИНГ, КОНВЕРСИОННЫЙ - разновидность маркетинга, характерной чертой которого являются создание и формирование спроса при наличии неблагоприятных условий для предложения товаров и развитие его до уровня, соразмерного предложению товаров или услуг. Задачей К.м. является разработка плана мероприятий по преодолению негативного отношения отдельных категорий граждан и предприятий к данному товару и вовлечению их в круг потенциальных потребителей. При этом особенно важна целенаправленная рекламная деятельность, организация разветвленной и доступной сети сервисного обслуживания и ремонта.

МАРКЕТИНГ, КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ

МАРКЕТИНГ, КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ - сосредоточение маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосредоточению их на небольшой доле большого рынка.

МАРКЕТИНГ, МАССОВЫЙ

МАРКЕТИНГ, МАССОВЫЙ - маркетинговые действия в области производства, распределения, сбыта и стимулирования продажи однотипных товаров для массового потребителя. М.м. используется по товарам и изделиям, для которых априори предполагается широкий рынок сбыта. Это могут быть продукты питания, одежды и т.п.

МАРКЕТИНГ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ

МАРКЕТИНГ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ - маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится организация.

МАРКЕТИНГ, НЕДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ

МАРКЕТИНГ, НЕДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредоточению усилий на одном сегменте.

МАРКЕТИНГ, НЕКОММЕРЧЕСКИЙ

МАРКЕТИНГ, НЕКОММЕРЧЕСКИЙ - маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли.

МАРКЕТИНГ, НОВАТОРСКИЙ

МАРКЕТИНГ, НОВАТОРСКИЙ - постоянные поиски фирмой действительно нужных товаров и совершенствование своего маркетинга.

МАРКЕТИНГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ

МАРКЕТИНГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ - разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики. Для достижения максимальной ответной реакции целевой группы в процессе общественного маркетинга прибегают к сегментированию рынка, изучению потребителей, разработке замысла, разработке коммуникаций, приемам облегчения усвоения, стимулам и использованию приемов теории обмена.

МАРКЕТИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ

МАРКЕТИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ - деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.

МАРКЕТИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ

МАРКЕТИНГ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ - деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам.

МАРКЕТИНГ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ

МАРКЕТИНГ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ - вид маркетинга, реализуемый в ситуации сбалансированности спроса на товар и его предложения. Наличие оптимального (полного) спроса на рынке требует внимания к факторам, изменяющим спрос. Задача маркетинга - поддержать спрос имеющимися средствами.

МАРКЕТИНГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

МАРКЕТИНГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ - ориентация всей производственно-сбытовой системы предприятия на использование последних технологических достижений для создания новых моделей потребительской продукции, отличающихся не только улучшенными эксплуатационными характеристиками, но и, в ряде случаев, удовлетворяющих новые виды потребностей.

МАРКЕТИНГ, ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАРКЕТИНГ, ПРАКТИЧЕСКИЙ - совокупность управленческих рычагов, методов и отношений, увязывающих в единое целое основные хозяйственные функции по разработке, производству и сбыту продукции, образующий особую область управления - маркетинговый менеджмент.

МАРКЕТИНГ, ПРОБНЫЙ

МАРКЕТИНГ, ПРОБНЫЙ - реализация продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдение за реальным развитием событий в рамках предполагаемого плана маркетинга.

МАРКЕТИНГ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ

МАРКЕТИНГ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ - взаимодействие предприятия с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для дальнейшего производства, использования в рамках организации или перепродажи другим потребителям.

МАРКЕТИНГ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ

МАРКЕТИНГ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ - тип маркетинга, возможности которого реализуются в то время, когда с точки зрения благополучия потребителя или общества спрос на ряд товаров или услуг может считаться иррациональным.

МАРКЕТИНГ, ПРЯМОЙ

1. завершающий процесс рекламной деятельности, ориентированной непосредственно на заключение торговой сделки, покупки в конкретной розничной торговой точке. В отличие от других разновидностей рекламы П.м. не включает в себя деятельность по стимулированию потребительских запросов для будущих покупок, сделок

2. маркетинг, направленный на индивидуального потребителя в соответствии со списком клиентов, составленным самой фирмой (банком). Как правило, используются массовые средства связи: почта, телефон. Реализуется в несколько "шагов" общения с клиентом, начиная с рассылки письма с предложением товара или услуги, каталога, проспекта и т.д.

МАРКЕТИНГ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ

МАРКЕТИНГ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ - маркетинг в условиях формирующегося спроса на товары, когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является его главной задачей.

Предыдущая страница Следующая страница