Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАР"-"ЦЕН")
ЦАРЬ (от лат. caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. |
ЦЕДЕНТ (англ. cedent) -1) лицо, передающее право получения денег по векселю или по иному денежному обязательству другому лицу. См. т.ж. УСТУПКА ТРЕБОВАНИЯ; 2) в страховании: страховая компания, размещающая риск, отдающая риск в перестрахование. |
ЦЕЛАЯ ССУДА - на вторичном рынке ипотеки: инвестиции в конкретное ипотечное обязательство. |
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА - система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общественной проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Известны федеративные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы. |
ЦЕЛЕВАЯ ПРЕМИЯ - премия за определенные достижения. |
ЦЕЛЕВАЯ ЦЕНА - цена, которая используется в Европейского Союза для определения размера налога на ту и продукцию в целях проведения единой сельскохозяйственной тики. |
ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ - осуществление управляющих воздействий таким образом, чтобы ориентировать деятельность управляемого объекта на достижение определенных ранее поставленных целей и задач. Такое управление называют т.ж. программно-целевым. |
ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - источник средств для проведения целевых мероприятий, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта и т.п. |
ЦЕЛЕВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - метод установления цен, при котором они формируются таким образом, чтобы получить желаемый или как можно больший уровень дохода на вложенный капитал. |
ЦЕЛЕВОЙ ВКЛАД - сумма денег, вложенная в кредитное учреждение (банк) с к.-л. определенной целью (оплата покупки дома и др.). |
ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ - форма маркетинговой деятельности, в ходе которой продавец разграничивает сегменты рынка, выбирает из них один или несколько целевых сегментов (целевой рынок) и разрабатывает приемы маркетинга для каждого из них отдельно, целенаправленно, с учетом выбора товарных позиций, наиболее эффективных для каждого сегмента рынка. |
ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК - в маркетинге: сегмент рынка, выбранный компанией для активной деятельности. |
ЦЕЛЕВЫЕ АВАНСЫ - авансы, выдаваемые для закупки определенных товаров, для проведения конкретных коммерческих операций. |
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Ц.б.ф. создаются в основном на федеральном уровне на основании Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Однако не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Особенность Ц.б.ф. заключается в том, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источниками формирования Ц.б.ф. являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. |
ЦЕЛЕВЫЕ ВЗНОСЫ - денежные средства, вносимые или взимаемые в целях обеспечения проведения мероприятий, нуждающихся в финансовом обеспечении посредством привлечения этих средств. |
ЦЕЛЕВЫЕ ВКЛАДЫ - денежные сбережения граждан в банках, как правило, долгосрочные и высокодоходные, но с отложенным сроком получения основного капитала и процентов, предназначенные для накопления средств на перспективу. Например, сбережения, необходимые к совершеннолетию или к свадьбе ребенка, на приобретение вещей долговременного пользования. |
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАЙМЫ - государственные займы, средства от размещения которых направляются на оговоренные при их выпуске цели; как правило, имеют форму кредитных обязательств. |
ЦЕЛЕВЫЕ ЗОНЫ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ - один из способов достижения валютной стабильности, заключающийся в установлении согласованных ориентиров валютных курсов стран, входящих в зону. |
ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ - налоги, взимаемые целевым назначением на определенные нужды, форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий, на определенные цели, например дорожный налог - платежи в бюджет для содержания шоссейных дорог. |
ЦЕЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ - ценные бумаги, выпускаемые для финансирования в основном частных предприятий; предприниматели в результате получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигации поучает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода. |
ЦЕЛЕВЫЕ РЫНКИ - сегменты рынка, на которых фирма сосредоточивает свои основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответных реакций и доходности. Фирма должна сконцентрировать усилия и энергию на сегментах, которые она может обслужить лучше всего с конкурентной точки зрения. Для каждого из отобранных целевых сегментов нужно разработать отдельную стратегию маркетинга. |
ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ (см. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ). |
ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ - разновидность целевых государственных фондов денежных средств. Эти фонды создаются по инициативе Правительства и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. |
ЦЕЛИ ИНВЕСТОРОВ - конкретные стремления инвесторов, помещающих деньги в ценные бумаги; обычно сводятся к стремлению достичь безопасности, надежности и устойчивой доходности вложений при обеспечении ликвидности приобретаемых ценных бумаг. |
ЦЕЛИ КОМПАНИИ - конкретные конечные результаты, которых стремится достичь группа руководителей, акционеры компании; формулируются в процессе планирования, выработки стратегии компании. |
ЦЕЛИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА - важный компонент стратегии маркетинга. Классифицируют пять групп таких целей: привлечение внимания, обеспечение необходимой информацией, создание предпочтения товару, осуществление продажи и напоминание о том, как прав покупатель, приобретая данный товар. |
ЦЕН ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ДИНАМИКА - (см. ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН). |
ЦЕН ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН).. |
ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара, выполненных работ или оказанных услуг; формируется на мировом и государственном рынках. В соответствии с гражданским законодательством РФ Ц является одним из существенных условий некоторых видов договоров. В условиях рыночной экономики Ц., как правило, являются договорными. |
ЦЕНА АУКЦИОННАЯ - (см. АУКЦИОННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА БАЗИСНАЯ - (см. БАЗИСНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - цена товара, равная издержкам производства, при такой цене товара производственная фирма имеет возможность лишь покрывать свои издержки. |
ЦЕНА БИРЖЕВАЯ - (см. БИРЖЕВАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА БРУТТО - цена, исчисленная без учета дополнительных наценок, например цена акции на фондовом рынке без учета комиссионных, выплачиваемых брокеру. |
ЦЕНА ВАЛОВАЯ - (см. ВАЛОВАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ВНЕШНЯЯ - (см. ВНЕШНЯЯ ЦЕНА) |
ЦЕНА ВНУТРИФИРМЕННАЯ - (см. ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ВОССТАНОВЛЕННАЯ - (см. ВОССТАНОВЛЕННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ОПТОВАЯ - (см. ОПТОВАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ - (см. ЦЕЛЕВАЯ ЦЕНА) |
ЦЕНА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЦИОНА - цена заключения опционной сделки; зависит от соотношения спроса и предложения опционов, тенденции цен, размера банковского процента и времени до прекращения права на опцион. |
ЦЕНА ОТПРАВНАЯ - (см. ОТПРАВНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ОТПУСКНАЯ - (см. ОТПУСКНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПАДАЮЩАЯ - (см. ПАДАЮЩАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПАРИТЕТНАЯ - (см. ПАРИТЕТНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПАУШАЛЬНАЯ - (см. ПАУШАЛЬНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПЕРЕКУПКИ - цена кредита в случае, когда инвестиционный фонд вынужден востребовать возвращение кредита из-за изменения каких-либо условий; из суммы кредита при этом вычитаются комиссионные и другие расходы. |
ЦЕНА ПО КЛИРИНГУ - ежедневная цена, по которой расчетная палата, осуществляет расчеты по всем сделкам между ее членами. |
ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ - цена, предлагаемая покупателем и выгодная ему, курс покупателей: цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести единицу (партию) товара. Ц.п. формируется, исходя из собственных представлений лица, приобретающего товар, о полезности товара, его необходимости, оценки и сравнения с аналогичными замещающими товарами, в зависимости от моды на данный товар, а т.ж. с учетом уровня доходов покупателя, имеющихся у него в наличии денежных средств. В целом в Ц.п. отражается его спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому Ц. п. может быть названа ценой спроса. |
ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ И ПРОДАВЦА - наибольшая цена, которую дилер готов уплатить за ценную бумагу или товар; наименьшая цена, по которой в это время продавцы согласны продать ценную бумагу или товар. |
ЦЕНА ПОКУПНАЯ - (см. ПОКУПНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПОЛНАЯ - (см. ПОЛНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПОСТАВКИ - цена, устанавливаемая расчетными палатами на поставки товара по срочному контракту. |
ЦЕНА ПОТРЕБЛЕНИЯ - сумма продажной цены и стоимости потребления, использования товара за период эксплуатации (например, стоимость техобслуживания, величина страховки, налоги и т.п.). |
ЦЕНА ПОЯСНАЯ - (см. ПОЯСНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПРЕДЕЛЬНАЯ - (см. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 1) рыночная цена при состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца; 2) цена, по которой продавец предлагает товар на данном рынке. |
ЦЕНА ПРЕЙСКУРАНТНАЯ - (см. ПРЕЙСКУРАНТНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА - цена товара, при которой предприятие не покрывает свои издержки производства; численно она равна минимальным предельным издержкам. |
ЦЕНА ПРЕСТИЖНАЯ - (см. ПРЕСТИЖНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ПРИ УПЛАТЕ НАЛИЧНЫМИ - цена на рынке наличных сделок; в оптовой торговле может означать т.ж. платеж в течение определенного короткого срока. |
ЦЕНА ПРОДАВЦА - цена, выгодная для продавца, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, стремления получить прибыль от продажи товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары. В целом Ц.п. есть цена предложения товара со стороны его продавца, поэтому она зависит от всех факторов, которые влияют на предложение товара на рынке. На Ц.п. способен оказывать влияние и субъективный фактор в виде психологии продавца. Термин "цена продавца" отражает одновременно и цену производителя товара, так как именно производитель в определяющей степени формирует цену, по которой продавец предлагает товар покупателю. |
ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА - часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, без учета издержек обращения. |
1) более низкая, чем у конкурентов, ценатоварспрос на данном рынке. |
ЦЕНА ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЬНОК -1) более низкая, чем у конкурентов, цена товаров или услуг, предназначенная для массированного захвата рынка; 2) цена, по которой данный товар заведомо получит, найдет спрос на данном рынке. |
ЦЕНА ПРОСЕЛА (сленг.) - термин, обозначающий резкое падение цены, обычно непредсказуемое, обусловленное внешним влиянием других рынков; применяется по отношению к товару, на который длительное время цена изменялась незначительно, и вдруг "просела". ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ ДОХОДА И ИЗДЕРЖЕК - цена, при которой производитель (продавец) товара получает максимальную прибыль; при дальнейшем увеличении цены падает объем продаж вследствие падения спроса, что способно привести к уменьшению общей прибыли, а, с другой стороны, уменьшение цены ниже этого уровня становится причиной снижения прибыли. |
ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве величин спроса и предложения в ситуации, когда цена продавца и цена покупателя в результате торга и взаимного сближения, последовательных уступок совпали между собой. |
ЦЕНА РАВНОВЕСНАЯ - (см. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА) |
ЦЕНА РАЗОВАЯ - (см. РАЗОВАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА РАСЧЕТНАЯ - (см. РАСЧЕТНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ -1) цена, по которой продается или реализуется товар; 2) курс, по которому покупатель (владелец) опциона может покупать (или продавать) ценные бумаги при реализации опциона. |
ЦЕНА РЕАЛЬНОСТИ - цена, по которой фактически совершается сделка; окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец. |
ЦЕНА РЕЗЕРВИРОВАННАЯ - (см. РЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ - (см. РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА РЫНОЧНАЯ - (см. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА С ДИВИДЕНДОМ - отражаемое в цене акций право покупателя на получение очередных дивидендов; непосредственно перед выплатой дивидендов такое право не предоставляется. |
ЦЕНА С НАДБАВКОЙ - цена, превышающая номинала на определенную величину - надбавку. Ц |
ЦЕНА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФИКСАЦИЕЙ -цена, устанавливаемая в ходе исполнения договора, в котором определяется правило ее фиксации. (см. ЦЕНА КОНТРАКТА). |
ЦЕНА С ПРИПЛАТОЙ - условие продажи, в силу которого к существующей цене добавляется определенный процент; практикуется в период резких колебаний цен. |
ЦЕНА СЕЗОННАЯ - (см. СЕЗОННАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА СИФ - цена, в которую включена цена товара, все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки товара покупателю. См. т.ж. СИФ. |
ЦЕНА СКВОЗНАЯ - (см. СКВОЗНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ - (см. см. ЦЕНА КОНТРАКТА). |
ЦЕНА СО СКИДКОЙ - базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или заказчику, либо при продаже большой партии товара. |
ЦЕНА СОПОСТАВИМАЯ - (см. СОПОСТАВИМАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА СПОТ (англ. spot) - цена с немедленной сдачей - цена, предполагающая немедленную оплату, которая устанавливается при совершении сделок на наличные товары или валютных сделок. |
ЦЕНА СПРАВОЧНАЯ - (см. СПРАВОЧНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА СПРОСА -1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя; 2) цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар. Ц. с. зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов. |
ЦЕНА СРЕДНЯЯ - (см. СРЕДНЯЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА СТРАИК (англ. strike) - фиксированная цена, по которой приобретается позиция на фьючерсные контракты при реализации опционов. |
ЦЕНА СТРАЙК (англ. strike) - фиксированная ценапозиция на фьючерсные контракты при реализации опционов. |
ЦЕНА СТУПЕНЧАТАЯ - (см. СТУПЕНЧАТАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА СУБВЕНЦИОНИРОВАННАЯ - (см. СУБВЕНЦИОНИРОВАННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ТВЕРДАЯ - (см. ТВЕРДАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ТЕСНАЯ - (см. ТЕСНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ТОВАРА - ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ - (см. ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЦЕНЕ ТОВАРА).. |
ЦЕНА ТОРГОВАЯ - (см. ТОРГОВАЯ ЦЕНА) |
ЦЕНА ТРАНСФЕРТНАЯ - (см. см. ВНУТРИФИРМЕННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ТРЕТИЧНАЯ - (см. ТРЕТИЧНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА УДЕЛЬНАЯ - (см. УДЕЛЬНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА УПРАВЛЯЕМАЯ - (см. УПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА УСПОКАИВАЮЩАЯ - (см. УСПОКАИВАЮЩАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА УТОРГОВЫВАНИЯ - цена, возникающая в результате коммерческих переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем достигает нового, более низкого значения цены. |
ЦЕНА ФАБРИЧНАЯ - (см. ФАБРИЧНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ФАКТИЧЕСКАЯ - (см. ФАКТИЧЕСКАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ФАКТУРНАЯ - (см. ФАКТУРНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ФАС - цена франко - вдоль борта судна - включает цену товара, транспортные и другие расходы до момента погрузки товара на борт судна, на другое транспортное средство, т.е. ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправителя доставкой груза до причала. См. т.ж. ФАС. |
ЦЕНА ФЛЕШ (англ. flash) - экспресс-информация при запаздывании данных о ценах на бирже; чтобы компенсировать запаздывание, делается выборка и немедленная публикация цен на 30 важнейших видов ценных бумаг, что позволяет даже без всего объема запаздывающей информации оценить состояние рынка. |
ЦЕНА ФОБ - цена франко- борт - включает цену товара, транспортные и другие расходы, страховку до погрузки на борт транспортного средства), цену погрузки. См. т.ж. ФОБ. |
ЦЕНА ФРАНКО - цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова "франко", например цена франко- вагон, и франко-склад получателя. Пунктом может быть вагон, склад, борт с на, железнодорожная станция, государственная граница, конкретно поименованный населенный пункт. Во внешнеторговых сделка транспортным расходам добавляются расходы на страхование, а если поставляемая продукция пересекает таможенную границу, то и рас ды на таможенные формальности. |
ЦЕНА ФЬЮЧЕРСНАЯ - (см. ФЬЮЧЕРСНАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ХОРОШАЯ - (см. ХОРОШАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ЦЕЛЕВАЯ - (см. ЦЕЛЕВАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ЦЕННЫХ БУМАГ БАЗИСНАЯ - (см. БАЗИСНАЯ ЦЕНА ЦЕННЫХ БУМАГ). |
ЦЕНА ЧИСТАЯ - (см. ЧИСТАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНА ШАНСА - 1) издержки выбора инвестиций с меньшим доходом в сравнении с выбором, основанным на большом риске в надежде на повышенную прибыль; 2) самый высокий доход по альтернативному, одному из возможных видов инвестиций. |
ЦЕНА ЭМИССИИ - цена акций, предложенных для широкой публичной продажи сразу после их эмиссии. |
ЦЕНА ЭМИССИОННАЯ - (см. ЭМИССИОННАЯ ЦЕНА). |
ЦЕНА ЭТИКЕТНАЯ - (см. ЭТИКЕТНАЯ ЦЕНА).. |
ЦЕНЗ (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись) -1) в Древнем Риме - перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положен 2) в Средние Века в Западной и Центральной Европе - крестьяне; подать, оброк; 3) ограничительные условия допуска лица к пользованию какими-либо правами, например, возрастной имущественный Ц. и т. п.; 4) статистическая перепись; 5) см. ИЗБИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ. |
ЦЕНЗ ВОЗРАСТНОЙ - (см. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ) |
ЦЕНЗ ГРАЖДАНСТВА - установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность ноля обладать гражданством данного государства. Ц.г. - один из самых распространенных избирательных цензов, применяется практически всем мире. Лишь в некоторых западноевропейских государствах, пускается участие в выборах в органы местного самоуправления л не являющихся гражданами данного государства. В ряде государств существует повышенный (квалифицированный) Ц.г: для обладай избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть граждан ном по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресс США должны состоять в гражданстве США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филипп и ряда других стран. |
ЦЕНЗ ГРАМОТНОСТИ - одна из разновидностей образовательного ценза, требование конституции или избирательного: закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков). В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством Ц.г. встречается довольно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Напротив, Ц.г. для получения пассивного избирательного права до сих пор широко pаспространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Египет, Эквадор и др.). |
ЦЕНЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - (см. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ). |
ЦЕНЗ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ - (см. ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ).. |
ЦЕНЗ МОРАЛЬНЫЙ - (см. МОРАЛЬНЫЙ ЦЕНЗ).. |
ЦЕНЗ НАЦИОНАЛЬНОСТИ - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности. Ограничение активного избирательного права с помощью Ц.н. в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г президентом этого государства может быть только лицо арабской национальности, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена. При этом необходимо, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств отождествляют терминологически национальность с гражданством: Основной закон ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. |
ЦЕНЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - (см. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ). |
ЦЕНЗ ОСЕДЛОСТИ - требование конституции или избирательного закона, согласно которому обладание активным или пассивным избирательным правом обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 81 Конституции РФ 1993 г. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Установление чрезмерно высокого Ц.о. для избирателей в ряде стран носит характер антидемократической и дискриминационной меры. |
ЦЕНЗ ПАРТИЙНЫЙ - (см. ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ).. |
ЦЕНЗ ПОЛА - законодательное ограничение активного и (или) пассивного избирательного права по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В ХГХ и начале XX вв. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании и России в 1918 г., в США в 1920 г., во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г В настоящее время практически не встречается, сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте. |
ЦЕНЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ - (см. см. СЛУЖЕБНЫЙ ЦЕНЗ). |
ЦЕНЗ РАСОВЫЙ - (см. РАСОВЫЙ ЦЕНЗ).. |
ЦЕНЗ СЛУЖЕБНЫЙ - (см. см. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНЗ). |
ЦЕНЗ ЯЗЫКОВОЙ - (см. ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ).. |