Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Экономика и право: словарь-справочник
Статьи на букву "П" (часть 16, "ПРИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 16, "ПРИ")

ПРИБЫЛЬ МИНИМАЛЬНАЯ

ПРИБЫЛЬ МИНИМАЛЬНАЯ - (см. МИНИМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ).

ПРИБЫЛЬ МОНОПОЛЬНАЯ

ПРИБЫЛЬ МОНОПОЛЬНАЯ - (см. МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИБЫЛЬ НОРМАЛЬНАЯ

ПРИБЫЛЬ НОРМАЛЬНАЯ - (см. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИБЫЛЬ ОСТАТОЧНАЯ

ПРИБЫЛЬ ОСТАТОЧНАЯ - (см. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ)

ПРИБЫЛЬ РАСЧЕТНАЯ

ПРИБЫЛЬ РАСЧЕТНАЯ - (см. РАСЧЕТНАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИБЫЛЬ УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ

ПРИБЫЛЬ УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ - (см. УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИБЫЛЬ ЧИСТАЯ

ПРИБЫЛЬ ЧИСТАЯ - (см. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ).

ПРИБЫЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПРИБЫЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИБЫЛЬ ЭМИССИОННАЯ

ПРИБЫЛЬ ЭМИССИОННАЯ - (см. ЭМИССИОННАЯ ПРИБЫЛЬ)..

ПРИВАТ-ДОЦЕНТ

ПРИВАТ-ДОЦЕНТ (от лат. privatum - частным образом и docens - обучающий) - ученое звание внештатного преподавателя в университетах и некоторых других вузах дореволюционной России и, в настоящее время, ряда зарубежных стран.

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК - государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя, имеющая номинальную стоимость в рублях и используемая как платежное средство для приобретения объектов приватизации. В России П.ч. получил название ваучера. П.ч. предназначался исключительно для оплаты приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности. Срок действия П.ч. устанавливался Правительством России при его выпуске и указывался на самом П.ч. По истечении срока действия (от одного года до двух лет), а т.ж. после использования для оплаты объекта приватизации П.ч. подлежали погашению и изымались из обращения. Право на получение П.ч. имели все граждане России, постоянно проживающие на территории России на дату вступления в силу Указа Президента РФ о выпуске П. ч., а т.ж. военнослужащие России, проходящие службу за ее пределами. П.ч. не являлся подтверждением каких-либо конкретных субъективных прав, фактически служа средством платежа при приобретении долей государственной или муниципальной собственности, подлежавших приватизации. Это дает основание некоторым специалистам не относить П.ч. к ценным бумагам, называя его денежным суррогатам. В настоящее время П.ч. не применяется.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. В большинстве случаев П. имеет возмездный характер, т.е. перед приобретением в собственность какого-нибудь объекта гражданин или юридическое лицо должны уплатить за объект определенную сумму П. может иметь скрытый характер, когда осуществляется в форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь определенная часть акций. П. государственный имущества совпадает по смыслу с понятием денационализации. Цели П.: обеспечить функционирование свободного рынка, повысить мотивацию к труду, создать стимулы к предпринимательству, повысить производительность труда, насытить рынок товарами.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Правовую основу П.г. и м.п. составляет Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" 1997 г. и другие регулирующие приватизацию законодательные акты РФ и субъектов РФ. См. т.ж. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ - в РФ - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. Процесс этот осуществляется независимо от размера и потребительских качеств квартиры. Местная администрация заключает с гражданином соответствующий договор. При этом государственная пошлина не взимается.

ПРИВЕДЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

ПРИВЕДЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - затраты текущего периода (чаще всего капитальные), приведенные к будущему периоду. Исчисляются в виде суммы себестоимости будущей продукции и капиталовложений, необходимых для ее выпуска, умноженных на нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений. В современной экономической практике расчет приведенных затрат осуществляется редко.

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ - особые права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом. К его иммунитетом относятся: неприкосновенность помещений (здания и земельного участка вокруг него); иммунитет от принудительных действий в отношении имущества и средств передвижения представительства; неприкосновенность корреспонденции и архивов; фискальный (налоговый) иммунитет. К привилегиям представительства относятся: право на беспрепятственные сношения со своим центром и другими представительствами своего государства (включая право на отправление и прием шифрованных телеграмм), таможенные привилегии (освобождение от таможенных пошлин багажа представительства), протокольные привилегии (право устанавливать на зданиях представительства щит с гербом представляемого государства, вывешивать его флаг).

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - особые права и преимущества, предоставляемые межправительственным международным организациям на территории государств, как правило, их членов в целях обеспечения самостоятельного выполнения ими своих уставных функций. Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых межправительственным организациям, обычно регулируется их уставами и уточняется в специальных соглашениях, заключаемых каждой организацией с государствами - ее членами и государством пребывания ее учреждений, а т.ж. в специальных международных конвенциях (например, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и др.). Международным организациям обычно предоставляются права на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции, свободу сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии, права на эмблему и флаг и т.д. Кроме того, государства пребывания учреждений организаций обязуются обеспечивать беспрепятственный доступ в такие учреждения представителей и членов делегаций всех государств - членов организации, сотрудников организаций и других официальных лиц. Сотрудникам межправительственных организаций предоставляются функциональные привилегии и иммунитета, объем которых зависит от практики конкретных организаций и стран. Все они, однако, освобождаются от судебной ответственности за все сказанное, написанное и содеянное в качестве должностного лица международной организации.

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ - особые права и преимущества, которыми ООН, согласно ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих государств-членов для достижения целей организации.

Объем привилегий и иммунитетов ООН определен в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г., и в специальных соглашениях о месторасположении учреждений ООН, заключенных организацией с США (1947 г.) , Швейцарией (1946 г.) и рядом других государств. На основании указанных документов ООН предоставляются права на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции, свободу сношении, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, фискальный иммунитет; иммунитет от юрисдикции, таможенные привилегии, право на эмблему, флаг и т.д. Кроме того, в силу своей специфики ООН пользуется некоторыми дополнительными привилегиями. Она располагает собственной радиосетью и ведет передачи, выпускает почтовые марки и содержит собственную службу безопасности на территории своих учреждений. Местные власти не могут осуществлять на территории учреждений ООН никакие процессуальные действия (аресты, обыски и т.п.) без согласия Генерального секретаря ООН.

Важнейшим компонентом режима территории учреждений ООН, определяемого соглашениями о месторасположении этих учреждений, заключаемыми Организацией с различными государствами, является обязательство стран пребывания таких учреждений не препятствовать въезду на территорию учреждений и выезду с нее представителей и членов делегаций государств - членов Организации, сотрудников ООН и других официальных лиц и беспрепятственно выдавать им соответствующие визы.

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН - права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а т.ж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г предусматривает для представителей государств при ООН функциональные привилегии и иммунитет: иммунитет отличного ареста и задержания при исполнении служебных обязанностей, судебный иммунитет в отношении официальных действий, неприкосновенность бумаг и документов, право пользования курьерами и шифром, налоговый иммунитет, таможенные льготы и т. п. Позднее на основании Соглашения между ООН и правительством США относительно месторасположения Центральных учреждений Объединенных Наций 1947 г. и последующих договоренностей на дипломатический персонал представительств государств при ООН были распространены дипломатические привилегии и иммунитета в полном объеме. В современной доктрине международного права и в практике ООН за представительствами государств при ООН и их персоналом признается право на привилегии и иммунитета в объеме, предусматриваемом Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. для дипломатических представительств и их персонала. В то же время, поскольку представители государств при ООН аккредитуются не при правительстве государства пребывания, а при самой Организации, за государствами - членами ООН признается свобода назначения таких представителей по своему усмотрению. На том же основании по отношению к сотрудникам представительств государств при ООН неприменимо характерное для двусторонней дипломатии положение о персоне нон грата. Указанные нормы и принципы нашли свое отражение в принятой 14 марта 1975 г. Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которая, кроме того, закрепляет в качестве нормы международного права обязательство государств пребывания международных организаций предупреждать посягательства на неприкосновенность постоянных представительств и их сотрудников, преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, виновных в совершении таких посягательств.

ПРИВИЛЕГИИ КОНСУЛЬСКИЕ

ПРИВИЛЕГИИ КОНСУЛЬСКИЕ - (см. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ).

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ - акция, собственник которой имеет преимущество перед держателем обычных акций при распределении дивидендов и имущества корпорации в случае ее ликвидации. П.а. дают право голоса только в том случае, если дивиденды на них не объявлялись определенное число раз. Обычно они не дают право голоса, но приносят фиксированные дивиденды вне зависимости от уровня прибыли, полученной акционерным обществом в данном периоде. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного капитала акционерного общества. См. т.ж. АКЦИЯ.

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ КУМУЛЯТИВНАЯ

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ КУМУЛЯТИВНАЯ - (см. КУМУЛЯТИВНАЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ АКЦИЯ)..

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ

ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ - компания, организованная на основе правительственной концессии.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ - ОСОБЫЕ ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ - ОСОБЫЕ ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА - (см. ОСОБЫЕ ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ)..

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОБЛИГАЦИИ - облигации, которые предлагаются уже имеющимся подписчикам по цене ниже рыночной.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЙ ДИВИДЕНД

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЙ ДИВИДЕНД - часть прибыли акционерного общества, выплачиваемая по привилегированным акциям" размере заранее установленного твердого процента к нарицательной стоимости акции. При особенно высоком дивиденде часть прибыли выплачивается акционерам в виде дополнительного выпуска бесплатных акций.

ПРИВИЛЕГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПРИВИЛЕГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ - (см. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРИВИЛЕГИЯ).

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА - средства (как правило, оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в основном кредитные средства.

ПРИВОД

ПРИВОД - в праве - принудительное препровождение (доставление) органами милиции (полиции) обвиняемого, подсудимого, подозреваемого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю в случае их неявки без уважительной причины по вызову. П. производится по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора или определению суда, направленному для исполнения соответствующему органу внутренних дел. Причины неявки по вызову того или иного участника процесса должны быть установлены до принятия решения о П. Если причина неявки уважительная (болезнь, стихийное бедствие, перерыв в движении транспорта и т.п., а т.ж. несвоевременное получение повестки), то П. не применяется, а направляется повторная повестка, телефонограмма или телеграмма о вызове. Обвиняемый может быть подвергнут П. без предварительного вызова только в тех случаях, когда он скрывается от следствия или не имеет определенного места жительства. В ночное время П. не производится, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

ПРИВРАТНИК

ПРИВРАТНИК (сленг.) - служащий компании, работающий с входящими документами и принимающий решение, какую информацию кому передавать; это касается как информации на бумажных носителях, так и полученной по каналам электронной почты.

ПРИВЫЧНЫЙ ПРЕСТУПНИК

ПРИВЫЧНЫЙ ПРЕСТУПНИК - в криминологии -преступник, действующий на основе "привычного" влечения, лицо в "преступном состоянии"; криминологическая типизация определенной группы преступников в сипу свойств характера; к этой группе относятся т.ж. профессиональные преступники. Под П.п. понимают лицо с уже укоренившимся влечением к совершению серьезных преступных деяний, при котором повторное совершение преступлений является выражением стойкого своеобразия его личности. Влечение к совершению преступлений может быть врожденным или возникнуть в результате неоднократного совершения преступлений. В криминалистическо-криминологическом смысле П.п. является тот, у кого совершение преступлений стало привычкой, кто не нуждается во внешних побуждениях, а скорее действует из эндогенной мотивации.

ПРИВЯЗКА КОЛЛИЗИОННАЯ

ПРИВЯЗКА КОЛЛИЗИОННАЯ - (см. КОЛЛИЗИОННАЯ ПРИВЯЗКА).

ПРИВЯЗКА ПОЛЗУЩАЯ

ПРИВЯЗКА ПОЛЗУЩАЯ - (см. ПОЛЗУЩАЯ ПРИВЯЗКА).

ПРИГОВОР

ПРИГОВОР - решение, вынесенное судом в результате судебного разбирательства уголовного дела и устанавливающее виновность или невиновность подсудимого, меру наказания виновному, а т.ж. другие правовые последствия признания виновности или невиновности подсудимого. Суды РФ выносят П. именем Российской Федерации. П. суда должен быть законным и обоснованным. Суд. основывает П. лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании. П. суда т.ж. должен быть мотивирован. П. постановляется судом в совещательной комнате с соблюдением тайны совещания судей. П. суда может быть обвинительным или оправдательным. Обвинительный П. не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. Суд постановляет обвинительный П. без назначения наказания, если к моменту рассмотрения дела в суде деяние потеряло общественную опасность или лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным. Оправдательный П. постановляется в случаях, если: а) не установлено событие преступления; б) в деянии подсудимого нет состава преступления; в) не доказано участие подсудимого в совершении преступления. П. должен быть написан одним из судей, участвующих в его постановлении, и подписан всеми судьями. Судья, оставшийся при особом мнении, т.ж. подписывает П. Исправления в П. должны быть оговорены и оговорки подписаны всеми судьями в совещательной комнате до провозглашения П. П. состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

ПРИГОВОРА ИСПОЛНЕНИЕ

ПРИГОВОРА ИСПОЛНЕНИЕ - (см. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА).

ПРИГОВОРОВ СОВОКУПНОСТЬ

ПРИГОВОРОВ СОВОКУПНОСТЬ - (см. СОВОКУПНОСТЬ ПРИГОВОРОВ)..

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ - по российскому уголовному праву (ст. 30 УК РФ) - приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. П. к п. - первоначальная стадия совершения умышленного преступления. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. П. к п. заключается и в выработке плана его осуществления, подыскании и подговоре соучастников (см. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ), устранении возможных препятствий и совершении иных действий, направленных на создание условий для совершения преступления. Приготовительные действия не создают непосредственной опасности для объекта преступления; они не входят в объективную сторону оконченного состава преступления, не направлены непосредственно на осуществление данного преступления, но обеспечивают для этого реальную возможность, формируя необходимые условия для окончания преступления. П. к п. наказывается по статье закона, предусматривающей ответственность за то преступление, подготовка к которому проводилась. Определяя наказание за Л. к п., суд учитывает характер и степень общественной опасности действий, совершенных виновным в целях П. к п., степень осуществления им своего преступного намерения и причины, в силу которых это намерение не было доведено до конца. В случае, когда лицо добровольно прервало осуществление своего преступного намерения на стадии П. кп., оно подлежит уголовной ответственности лишь за фактически совершенные действия, если они образуют состав иного самостоятельного преступления (например, приобретение и незаконное хранение оружия с целью совершения убийства, от выполнения которого лицо добровольно отказалось). См. т.ж., ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ - форма внешней торговли между предприятиями и организациями сопредельных государств в приграничных районах, обычно по морской или речной границе. П.т. ведется на основе локальных межправительственных соглашений, обеспечивающих льготный режим, ежегодно заключаемых протоколов. П.т. - относительно ограниченный вид международной торговли. Основу товарных поставок в рамках П.т. торговли составляют местные экспортные ресурсы, товары и услуги, произведенные в приграничных районах. Выручка от приграничной торговли остается в распоряжении местных органов власти и используется для пополнения ассортимента потребительских товаров, закупок оборудования и технологий, материалов и сырья для развития промышленности этих районов. В Российской Федерации П.т. регулируется Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. П.т. может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах соответствующей приграничной территории, а т.ж. товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории. Порядок осуществления П.т. и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ с сопредельными государствами.

ПРИДОННЫЙ РЫБАК

ПРИДОННЫЙ РЫБАК (сленг.) - инвестор, который ищет ценные бумаги с действующими ценами, достигшими нижнего уровня, "дна".

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - в соответствии с семейным правом РФ - одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. П.с. образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль готовой продукции, осуществляемый органами приемки.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

ПРИЗНАКИ ПРАВА СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ПРИЗНАКИ ПРАВА СПЕЦИФИЧЕСКИЕ - (см. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА).

ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - а) противоправное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, но не совершил их (не оказал помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии); б) виновное поведение субъекта права, т.е. лицо должно осознанно совершать правонарушение, отдавать себе отчет в своих действиях. Вина - это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел (умышленная вина) имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения (например, совершение кражи, неподчинение распоряжениям администрации и т.п.). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, водитель выезжает в рейс на технически неисправной машине и, если происходит авария, то налицо вина в форме самонадеянности); небрежность - когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть (например, если водитель перед рейсом не проверил техническое состояние машины и затем совершил аварию); в) причинение вреда обществу, государству, гражданам.

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНСТВА

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНСТВА - один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. В соответствии с Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они на заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ФАКТО

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ФАКТО (лат. de facto, букв. - наделе) в международном праве одна из традиционных форм признания существующими государствами и правительствами вновь возникающего государства или правительства, означающая официальное, но не окончательное признание. Указания мотивов такого признания не требуется. П. д.-ф. обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать новый субъект права или его правительство. При Л.д.-ф. не обязательно установление дипломатических отношений. Сотрудничество возможно в различных областях и формах, поскольку государство (правительство), в отношении которого состоялось П.д.-ф., вступает и международные отношения как суверен. Такое признание обычно носит временный характер, является переходным этапом к признанию де-юре.

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ЮРЕ

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ЮРЕ (лат. dejure, букв. - по праву) - в международном праве - одна из традиционных форм официального признания существующими государствами и правительствами вновь возникающего государства или правительства, означающая полное, окончательное и официальное признания государства и правительства. В международной практике оно имеет место обычно о случаях, когда признающее государство не сомневается в законности происхождения признаваемого или вынуждено в силу обстоятельств согласиться с необходимостью вступить в нормальные дипломатические отношения и сотрудничать с тем, кого оно признает. П.д.-ю. обычно считается полным и окончательным, влекущим за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признаваемого государства на распоряжение имуществом и другими ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и т.п., но сопровождается иногда оговорками, например, о территориальных пределах распространения признаваемой власти или об отношении к международным обязательствам.

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ - (см. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ)..

ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА - признание существующими государствами и правительствами нового правительства какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным путем. Различают П.п. де-факто и де-юре. Первое означает, что признающая сторона считается с фактом существования данного правительства и может вступать с ним в контакт по какому-либо кругу вопросов. П. п. де-факто часто объясняется сомнениями в отношении эффективности и жизнеспособности признаваемого правительства. П.п. де-юре выражает готовность вступить с данным правительством в дипломатические отношения во всей их полноте.

ПРИЗНАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРИЗНАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - согласие на провоз или хранение грузов под таможенным обеспечением, выдаваемое таможенными органами после проверки таможенного обеспечения и его гарантии в форме, соответствующей внутригосударственным предписаниям.

ПРИЗНАНИЯ ДЕКЛАРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

ПРИЗНАНИЯ ДЕКЛАРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ - (см. ДЕКЛАРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПРИЗНАНИЯ).

ПРИЗОВОЕ ПРАВО

ПРИЗОВОЕ ПРАВО - система международно-правовых норм, регулирующих порядок и основания захвата на море торговых судов противника и нейтральных стран воюющим государством. Неприятельские торговые суда и находящееся на их борту имущество называются призом. Суда и собственность нейтральных стран, если они составляют военную контрабанду или оказывают услуги противнику, т.ж. являются призом. Захваченные на основании П.п. суда и имущество признаются собственностью захватившего государства, а их команды - военнопленными. Исключение составляют госпитальные суда и суда, осуществляющие филантропическую и научную деятельность и считающиеся неприкосновенными.

ПРИЗРАЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ПРИЗРАЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - ссылка покупателей на якобы существующие низкие цены на товар у конкурентов продавца этого товара. Такой довод применяется покупателями для того, чтобы сбить цену товара.

ПРИКАЗ

ПРИКАЗ -1) акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для определенного круга лиц установки; 2) в вооруженных силах - письменное иди устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом; 3) биржевой термин, означающий поручение заключить сделку, которое клиент дает брокеру.

ПРИКАЗ РЫНОЧНЫЙ

ПРИКАЗ РЫНОЧНЫЙ - (см. РЫНОЧНЫЙ ПРИКАЗ)

ПРИКАЗ УСЛОВНЫЙ

ПРИКАЗ УСЛОВНЫЙ - (см. УСЛОВНЫЙ ПРИКАЗ)..

ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЕ

ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЕ (см. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ)..

ПРИКАЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ

ПРИКАЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ - (см. НЕИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА).

ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА - морская полоса, непосредственно примыкающая к территориальному морю (территориальным волам) прибрежного государства, и которой последнее может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря (территориальных вод); б) наказания за нарушение упомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (территориальных вод). Режим П.з. регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Между положениями этих конвенций есть определенные различия. Так, конвенция 1958 г. предусматривает, что П.з. не может распространяться за пределы 12 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, а Конвенция 1982 г. устанавливает ширину П.з. в 24 морские мили, отсчитываемые от исходных линий. В Конвенции 1958 г. содержится правило разграничения П.з. между сопредельными странами (по срединной линии при отсутствии соглашения об ином), а в Конвенции 1982 г. аналогичного положения нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОГОВОРУ

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОГОВОРУ - дополнение к договору, уточняющее его условия.

ПРИМА

ПРИМА - 1) разница между рыночной ценой акций и"х. номинальной стоимостью; 2) см. ПРИМА-ВЕКСЕЛЬ.

ПРИМА-ВЕКСЕЛЬ

ПРИМА-ВЕКСЕЛЬ - оригинал, первый экземпляр переводного векселя (тратты). В П.-в. делается оговорка: "Платите по настоящему первому экземпляру, если по второму или третьему не оплачено". На каждом экземпляре обозначается, какой он по счету: первый - "прима", второй - "секунда", третий - "терция".

ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ - противоречащие принципу запрещения применения силы и угрозы силой насильственные действия, нарушающие вопреки Уставу ООЯ территориальную неприкосновенность или политическую независимость государства, а т.ж. совершенные каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Под П.с. имеется в виду, прежде всего, применение вооруженной силы одним государством против другого, независимо от объявления войны, т.е. агрессия в смысле ст. 1 Определения агрессии 1974 г. Наряду с этим многие государства, прежде всего развивающиеся, исходят из концепции, в соответствии с которой П.с. включает в себя не только действия вооруженного характера, но и меры экономического, политического и иного насилия. Имея прогрессивную направленность, эта концепция связана с принципам невмешательства, который ставит под запрет значительно более широкий круг действий, в т.ч. невооруженного характера. Другое толкование П.с., получившее признание в практике Генеральной Ассамблеи ООН после принятия ею в 1960 г. Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, исходит из того, что под запрещенным П.с. имеются в виду и действия государства, выражающиеся в насильственном лишении какого-либо народа права на самоопределение (колониализм), а т.ж. в таких видах грубых и массовых нарушений прав и основных свобод человека, как геноцид, расизм и апартеид. Из смысла ст. 2 Определения агрессии следует т.ж., что если государство применило силу не первым, то это не является актом агрессии, т.е. противоправным деянием (например, самооборона).

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ - правомочное применение должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации физической силы в целях пресечения, правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к определенным объектам, иных действий, препятствующих выполнению возложенных на этих должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей. См. т.ж. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ УГРОЗА

ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ УГРОЗА - (см. УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ)..

ПРИМИРЕНИЕ АРБИТРАЖНОЕ

ПРИМИРЕНИЕ АРБИТРАЖНОЕ - (см. АРБИТРАЖНОЕ ПРИМИРЕНИЕ)..

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА -1) в конституционном праве - процедура достижения согласия по законопроекту между палатами двухпалатного парламента, если принятие данного законопроекта является их совместной компетенцией. Выработка и принятие согласованного текста законопроекта достигается двумя основными методами: методом законодательного челнока или методом согласительных комиссий; 2) примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже (ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г.).

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - (см. ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ)..

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - лицензия, в соответствии с условиями которой обладатель патента не использует изобретение в течение определенного периода (как правило, не менее трех лет) с момента выдачи патента без уважительных причин Компетентный орган по ходатайству заинтересованных лиц может предоставить им, независимо от воли обладателя патента, право на использование этого изобретения с выплатой определенной платы обладателю патента. В ряде стран П.л. выдается т.ж. в случаях, когда изобретение применяется только или в основном за границей, если такое использование не предусмотрено соответствующим международным соглашением; если лицензия оказалась неэффективной, патент может быть аннулирован.

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОСАДКА ИНОСТРАННОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОСАДКА ИНОСТРАННОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА - совершается по требованию государственных органов государства его пребывания. Имеет место в отношении воздушного судна, которое нарушило законы или правила этого государства. В случае невыполнения таким судном требования государственных органов данной страны о посадке в качестве крайней меры применяются перехват судна. Он осуществляется по правилам, изложенным в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Согласно ст. 53 действующего в РФ Воздушного кодекса СССР 1983 г., воздушное судно, нарушившее правила перелета через государственную границу РФ или порядок использования воздушного пространства РФ, признается судном-нарушителем и принуждается к посадке.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА - в уголовном праве РФ - меры медицинского характера, которые могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости (когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц); б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Целями применения П.м.м.х. являются излечение лиц или улучшение их психического состояния, а т.ж. предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Суд может назначить следующие виды П.м.м.х.: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного тина; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ КУРС

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ КУРС - официальный фиксированный курс обмена валюты данного государства на иностранную валюту, вводимый государством, устанавливающим валютные ограничения.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК - стуация на рынке, вынуждающая покупателей приобретать конкретный продукт по цене поставщика, например, из-за отсутствия альтернативного продукта либо другого поставщика.

ПРИНУЖДЕНИЕ К ДАЧЕ ПОКАЗАНИЙ

ПРИНУЖДЕНИЕ К ДАЧЕ ПОКАЗАНИЙ - в уголовном праве РФ - преступление против правосудия, предусмотренное ст. 302 УК РФ. Заключается в принуждении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание. Квалифицирующими признаками являются применение насилия, издевательства или пытки.

ПРИНУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ПРИНУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ - (см. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ).

ПРИНЦ

ПРИНЦ (нем. Prinz, франц. prince, от лат. princeps - первый, главный) - титул нецарствующего члена королевского или вообще владетельного дома в Западной Европе Принц Уэльский - титул наследника английского престола. Термином "П" обозначаются т.ж. титулы наследников престола некоторых стран Востока (Лаос, Камбоджа, Таиланд).

ПРИНЦЕПС

ПРИНЦЕПС (лат. princeps - первый) -1) в Древнем Риме - во времена Республики наименование сенаторов, значившихся первыми в списке сената и первыми подававших голос; во времена Империи - титул императора, не имевший, впрочем, государственно-правового значения. Власть императора базировалась прежде всего на его трибунской власти (tribuniciapofestas), предоставлявшей ему полномочия и привилегии народного трибуна. П. являлся проконсулом Империи, что делало его главой над всеми императорскими провинциями; он был главнокомандующим всего римского войска; 2) в средние века и в новое время - принц, член правящего рода.

ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ - основной принцип гражданско-правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского оборота. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Само осуществление гражданских нрав неразрывно связано с данным принципом и зависит от его неукоснительного соблюдения. Поэтому в гражданском праве закреплена норма, в соответствии с которой граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские нрава по своему усмотрению. Более того, отказ от осуществления принадлежащих прав не влечет, как правило, прекращения этих прав. В соответствии со 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Вместе с тем осуществление гражданских прав может быть ограничено (только на основании закона), если того требует действующий правопорядок. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а т.ж. злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а т.ж. злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ПРИНЦИП ВЕРТИКАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРИНЦИП ВЕРТИКАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ - принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в неравных условиях, должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ

ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ - принцип международного, в частности торгового, права, вытекающий из более общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с П.в. государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут равную ответственность; международные договоры должны заключаться на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств. В международном частном праве П.в. означает предоставление иностранным гражданам (юридическим лицам) определенных прав и льгот в данном государстве при условии, что его граждане (юридические лица) , находящиеся в соответствующих государствах, пользуются аналогичными правами и льготами. Такая взаимность может быть установлена внутренним законом или международным договором, где перечислены конкретные взаимные права, либо содержится общее указание о предоставлении всех прав, вытекающих из местного закона.

ПРИНЦИП ВИНЫ

ПРИНЦИП ВИНЫ - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 5 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, 2) объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

ПРИНЦИП ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ

ПРИНЦИП ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ - один из основополагающих принципов гражданского права. Вводя этот принцип, государство обеспечивает тем самым условия для решения одной из важнейших задач в области гражданско-правовых отношений: восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а при невозможности этого - компенсировать причиненный вред. Восстановление нарушенных прав обеспечивается системой защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственною органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Защита и восстановление нарушенных прав осуществляется либо в административном порядке, либо судом, арбитражным или третейским судом. Принцип судебной защиты нарушенного права предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом в соответствии с нормами о подведомственности. Он закреплен в ст. 46 Конституции РФ 1993 г., согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В определенных случаях нарушенные гражданские права могут защищаться и иными способами: либо в административном порядке, либо в виде внесудебной защиты (самозащиты гражданских прав).

ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕГО УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ - принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в равных условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 7 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) уголовное законодательство РФ направлено на обеспечение безопасности человека; 2) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ

ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ - закрепленный ст. 27 Устава ООН порядок принятия решений в Совете Безопасности ООН, согласно которому для принятия решений по всем вопросам существа требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности. Достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным (т. н. "вето постоянного члена"). П.е. единственно возможное и непременное условие плодотворной и эффективной деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединенных Наций. Он направлен на осуществление сотрудничества и принятие согласованных мер прежде всего по вопросам, затрагивающим поддержание международного мира и безопасности, а т.ж. другим проблемам, относящимся к компетенции Совета Безопасности. П.е. применяется не только при решении Советом Безопасности вопросов существа, но и при определении того, является тот или иной вопрос процедурным или нет. Таким образом, на практике получается, что сначала может быть наложено вето при решении предварительного вопроса о том, имеет тот или иной проект резолюции Совета Безопасности процедурный характер или нет, а затем с помощью вето может быть отклонен и сам этот проект. П.е. служит надежной преградой против использования Совета Безопасности ООН не в интересах международного сообщества.

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ - принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках руководителя.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 3 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) преступность деяния, а т.ж. его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ; 2) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ

ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ (ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ) - один из основополагающих принципов современного международного права, который занимает центральное место в системе принципов Устава ООН. Он развивает содержание принципа ненападения и сформулирован в п. 4 ст. 2 Устава ООН, в соответствии с которым все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Принцип был подтвержден, развит и конкретизирован в многочисленных двусторонних и многосторонних международных документах, среди которых особое место занимают Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.. Определение агрессии 1974 г и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В результате принятия этих документов данный принцип получил признание в качестве универсальной нормы современного международного права, а т.ж. был накоплен значительный опыт по развитию и конкретизации этой нормы.

ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - юридически обобщенное правило поведения субъектов международного права в определенной области правоотношений. В отличие от нормы международного права, которая, как правило, призвана регулировать более конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, П.м.п. распространяет свое действие на целую область правоотношений. Кроме того, по сравнению с нормой принцип является более долговечным, меньше подвержен влиянию меняющихся обстоятельств. В то же время по сравнению с нормами принципы и формируются в течение более длительного времени. Даже если принцип появляется в результате заключения договора, то этому, как правило, предшествует формирование соответствующего обычая или, что стало характерным для периода существования ООН, принятие принципа в качестве рекомендации государствам в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Содержание П.м.п. составляет своеобразные рамки, в которых существует большее или меньшее количество норм. Вместе с тем нередко понятия принципа и нормы, имеющей широкое содержание, используются в качестве равнозначных. Действующие в международном праве принципы делятся на универсальные и региональные (в зависимости от круга субъектов, которыми они признаются), общие и отраслевые (в зависимости от сферы их действия). Вместе с юридическими нормами и институтами принципы образуют единую систему международного права.

ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА - один из основополагающих принципов современного международного права. Означает запрет государствам и международным организациям вмешиваться во внутренние дела государств и народов в любых формах: вооруженным, экономическим, дипломатическим путем, путем засылки шпионов, диверсантов, открыто или косвенно, со стороны одного государства, нескольких государств или под прикрытием международной организации. П.н. тесно связан с принципами уважения суверенитета и равноправия государств. С утверждением в современном международном праве принципа права наций на самоопределение сфера действия П.н. расширилась: он распространяется не только на суверенные государства, но и на народы и нации, ведущие борьбу за осуществление своего права на самоопределение, и включает обязанность государств не навязывать им своего общественного или государственного строя и своей идеологии. П.н., как незыблемый принцип международного права, закреплен в многочисленных двусторонних и многосторонних международных договорах, прежде всего в Уставе ООН, а т.ж. в принятых ООН Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств 1965 г. и в Декларации принципов международного права 1970 г. Устав ООН в соответствии со ст. 2 (п. 7) "ни в коей мере не дает Организации Объединенных Нации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава...".

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНЫЕ ДЕЛА

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНЫЕ ДЕЛА - один из основополагающих конституционных принципов, гарантирующих личные права человека. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ 1993 г. каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту, своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Помимо Конституции, этот принцип, предполагающий недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закреплен в статье в Гражданского Кодекса РФ.

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА

ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА - (см. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА)..

ПРИНЦИП НЕНАПАДЕНИЯ

ПРИНЦИП НЕНАПАДЕНИЯ - один из основополагающих принципов международного права, сформировавшийся в период между двумя мировыми войнами. Основное назначение принципа состоит в упразднении т.н. "права на войну", в признании противоправности агрессивной войны. В международном праве П.н. стал получать признание только в 20-х гг. XX в. Закреплению этого принципа на многосторонней основе способствовал пакт Бриана-Келлога 1928 г., в котором государства-участники осудили "обращение к войне для урегулирования международных споров", отказались "от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики", признали, что "урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров и конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должны всегда изыскиваться только в мирных целях". С принятием Устава ООН П.н. эволюционировал в принцип запрещения применения силы и угрозы силой. Тем не менее, в некоторых международных договорах послевоенного времени понятия "П.н." все-таки используется.

ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое-либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная на местности линия границы должна строго соблюдаться. Обозначающие линию границы пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению в одностороннем порядке. Как правило, не изменяется положение линии границы и в тех случаях, когда она установлена по пограничной реке, а река изменяет положение своего русла, если в соглашении сопредельных государств не установлено иное правило. Нормы и правила о государственной границе опираются на принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств и повсеместно применяются в международной практике. Любые изменения линии границы могут происходить лишь по соглашению сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое государство самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы гражданами, транспортом и грузами, или такой порядок устанавливается по соглашению заинтересованных государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Законом РФ "О государственной границе Российской Федерации" государственная граница РФ неприкосновенна. Любые попытки нарушить ее решительно пресекаются. Для обеспечения не прикосновенности границы сопредельные государства заключают соглашения о режиме взаимной границы и иные специальные соглашения. РФ имеет почти со всеми сопредельными странами соглашения о режиме взаимной границы и о развитии мирного сотрудничества на границах. Все они исходят из П.н.г.г.

ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ - один из основополагающих конституционных принципов, гарантирующих права человека. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ 1993 г. право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ

ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ - один из основополагающих принципов современного международного права: запрет применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Начал укореняться в международном праве после Первой Мировой войны. Первым многосторонним договором, запретившим войну как орудие национальной политики, был Парижский договор от 27 августа 1928 г. (пакт Бриана-Келлога). Важным этапом в развитии П.н.с. стало принятие Устава ООН, ст. 2 которого, не ограничиваясь запретом агрессивной войны, запрещает т.ж. угрозу силой и ее применение в международных отношениях как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Принятая ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. включила в понятие П.н.с. такие положения, как обязанность государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в т.ч. территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Согласно Декларации каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия; от актов репрессалии, связанных с применением силы, от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд (в т.ч. наемников) для вторжения на территорию другого государства. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации или приобретения в результате применения силы в нарушение Устава ООН. При этом Декларация исходит из того, что под термином "сила", по смыслу п. 4 ст. 2 Устава ООН, понимаются не только вооруженная сила, но т.ж. экономическая, политическая и иные формы принуждения. Важное значение для закрепления в международном праве П.н.с. имеет принятие в 1974 г. ООН Определения агрессии.

ПРИНЦИП ОККАМА

ПРИНЦИП ОККАМА - (см. БРИТВА ОККАМА).

ПРИНЦИП ПАРИТЕТНЫЙ

ПРИНЦИП ПАРИТЕТНЫЙ - (см. ПАРИТЕТНЫЙ ПРИНЦИП).

ПРИНЦИП ПЕРВЕНСТВА

ПРИНЦИП ПЕРВЕНСТВА - в международном праве - основной критерий, придающий вооруженным действиям нападающего государства противоправный, агрессивный характер и отличающий их от правомерных ответных действий. П. п. означает, что никакое применение вооруженной силы одним государством против другого не 1южет быть квалифицировано в качестве агрессии, если оно не предпринято первым по сравнению с действием этого другого государства. П.п. вытекает из ст. 51 Устава ООН, согласно которой действия по самообороне являются вторичными, ответными на первично совершенное вооруженное нападение. Определение агрессии 1974 г. восприняло П.п., указывая, что "применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии". Благодаря П. п. любые концепции первого удара или превентивной войны, точно так же как и ссылки на самосохранение или крайнюю необходимость для уклонения от соблюдения принципа запрещения применения силы и угрозы силой, носят противоправный характер. В более широком смысле, с точки зрения доктрины международного права, П.п. создает правовое основание для освобождения государства от выполнения международного обязательства вследствие нарушения этого обязательства другим государством в отношении первого. В таком случае может быть применена ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., предусматривающая случаи прекращения или приостановления действия договора вследствие его нарушения.

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА И ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА И ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - в конституционном праве ряда государств - принцип, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы соответствующего государства и действуют непосредственно, не требуя трансформации. Впервые был закреплен в конституциях Германии 1919 г. и Австрии 1920 г. Конституция РФ 1993 г. в п. 4 ст. 15 устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора".

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 4 УК РФ), в соответствии с которым лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а т.ж. других обстоятельств.

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И ПРАВА НАРОДОВ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОЕЙ СУДЬБОЙ

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И ПРАВА НАРОДОВ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОЕЙ СУДЬБОЙ - один из важнейших принципов современного международного права, нашедший свое закрепление в Уставе ООН, ст. 1 которого среди основных целей ООН предписывает "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов". В соответствии с этим принципом народы колониальных стран в послевоенный период получили законное право с оружием в руках бороться за независимость и получать в этом помощь и поддержку, в т.ч. военную, со стороны других государств.

Исходя из этого же принципа, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и все государства обязаны уважать это право в соответствии с Уставом ООН. Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению этого принципа в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления народы в порядке осуществления своего права на самоопределение вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого государства.

Развернутая формулировка данного принципа содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., а т.ж. в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОЙ СВЯЗИ В МОРСКОМ ПРАВЕ

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОЙ СВЯЗИ В МОРСКОМ ПРАВЕ - означает, что между государством и плавающим под его флагом морским судном должна существовать реальная связь, включающая, в частности, эффективное осуществление государством юрисдикции и контроля над своими судами в административной, технической и социальной областях и необходимая для обеспечения безопасности на море. С этой целью каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, ведет регистр, осуществляет юрисдикцию над всем экипажем, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается конструкции, оборудования и годности к плаванию, комплектования судов, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов, пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения, а т.ж. инспектирует свои суда перед регистрацией и в дальнейшем. Указанный принцип закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Предоставление государствами своей национальности (своих флагов) морским судам исключительно на формальной основе, без соблюдения принципа реальной связи получило название практики использования т.н. "удобных флагов". Вопросы обеспечения соответствия практики регистрации судов (предоставления своей национальности) принципу реальной связи и реализация его конкретных аспектов рассматривались Конференцией ООН по условиям регистрации судов.

ПРИНЦИП РОТАЦИИ

ПРИНЦИП РОТАЦИИ - в конституционном праве - принцип частичного (поэтапного) обновления состава представительных органов власти. Так, например, 1/3 сената Конгресса США переизбирается через каждые два года. П.р. позволяет избежать резких изменений в составе депутатского корпуса, обеспечить стабильность и преемственность в работе представительного учреждения.

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ - один из основополагающих, императивных принципов современного международного права. Его полная формулировка- "Принцип равноправия и самоопределения народов" (п. 2 ст. 1 Устава ООН). В качестве общепризнанного принципа международного права он впервые был зафиксирован в 1945 г. в Уставе ООН (п. 2 ст. 1, а т.ж. ст. ст. 55, 73,76). Общепризнанное конвенционное толкование его международно-правового содержания было закреплено в 1966 г. в Пактах о правах человека 1966 г., в соответствии с которыми: "все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие".

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА - один из основополагающих принципов гражданского законодательства РФ, провозглашенный в ст. 1 ГК РФ. В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) . К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма) , стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диапозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. П.с.д. пронизывает всю систему договорного права и выражается в признании договора основной формой опосредования экономических и хозяйственных связей самостоятельных участников гражданско-правовых отношений, свобода договора позволяет им по собственному усмотрению выбирать или создавать собственную модель договорных отношений и самостоятельно решать вопрос о вступлении в договор. Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, т.е., и на это прямо указано в ч. 2 п. 2 статьи 1 ГК РФ и в Конституции, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПРИНЦИП СОПОСТАВИМОСТИ

ПРИНЦИП СОПОСТАВИМОСТИ -1) условие сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которому они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения, к сопоставимому виду; 2) установление близких или равных уровней оплаты труда, дохода для лиц, обладающих сходными качествами, признаками.

ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - один из основных принципов международного права. В соответствии с п. 3 ст. 1 Устава ООН организация преследует, в частности, цель "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера". После принятия Устава ООН П.с.м.г. был зафиксирован в уставах многих международных организации, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. С принятием Устава ООН П.с.м.г. занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву П.с.м.г. означает обязанность государств в принципе использовать для решения возникающих проблем метод сотрудничества, а не конфронтации. Однако сам по себе этот принцип не обязывает государство вступать в конкретные переговоры или, тем более, в договорные отношения с любым другим государством по требованию последнего. Сотрудничество, как таковое, является обязанностью всех государств лишь в деле поддержания международного мира и безопасности. 11 Устава ООН). Содержание П.с.м.г. сформулировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., а т.ж. в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В соответствии с П.с.м.г. государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации. Такое сотрудничество должно осуществляться государствами, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах. П.с.м.г. является неотъемлемой составной частью более широкого принципа международного права- принципа мирного сосуществования.

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ -1) один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 6 УК РФ). В соответствии с этим принципом: а) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; б) никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление; 2) согласно ст. 1 Уставят (принцип, лежащий в основе мирного урегулирования международных споров, который должен использоваться вместе с принципами международного права. Таким образом. Устав ООН рассматривает П. с. не как относящийся к принципам международного права, а как философскую категорию морально-правового и социально-политического сознания, оценивающую общественную деятельность с точки зрения долженствования. В международных отношениях общедемократическое понятие П. с. согласуется с основными принципами общего международного права и не противоречит им. В свою очередь авторитет и соблюдение правовых норм тем выше, чем основательней убежденность государств и международного сообщества в их справедливости. Реализация П.с. возможна лишь при обеспечении равноправия государств, независимо от существующих между ними различий, при условии признания и уважения законных прав и интересов всех спорящих сторон. Нередко принципы международного права содержат конкретные нормативные положения, вытекающие из идеи справедливости. Урегулирование международных споров и конфликтов надлежит осуществлять не за счет применения силы или угрозы ее применения, а мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Поэтому, согласно современному международному праву, конфликтующие государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению всех своих международных споров и разногласий. Полная согласованность П.с. с принципами современного международного права закреплена в ряде основополагающих международно-правовых актов, таких, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г, Манильская декларация о мирном урегулировании международных споров 1982 г.. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ

ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип международного права, означающий, что все государства юридически равны между собой в качестве суверенных, независимых участников международного общения, в целом пользуются одинаковыми правами и несут равные обязанности, несмотря на различие их экономических, социальных и политических систем. П. с.р.г. сформировался в международном праве в период перехода от феодализма к капитализму. Однако окончательное его утверждение в современном виде произошло лишь к середине XX в. В п. 1 ст. 2 Устава ООН закреплено положение, что ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. определяется понятие суверенного равенства, которое включает следующие элементы: 1) государства юридически равны; 2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; 6) каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Формально-юридическое равенство государств не означает их фактического равенства в отношении, в частности, их территории, численности населения, экономической и военной мощи, политического влияния в системе международных отношений и т.д. П.с.р.г. предполагает, что все государства обладают в силу своей суверенности одинаковой правоспособностью и в равной мере обязаны строго соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права. Равноправие государств означает право каждого государства принимать участие на равных началах с другими государствами в решении всех международных вопросов, затрагивающих законные интересы данного государства, равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, участие на равноправной основе в создании норм международного права. П.с.р.г. предполагает т.ж. равноправие всех народов и наций, независимо от их величины, расы, языка, религии, уровня культурного и экономического развития и т.д.

ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ

ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип современного международного права. Иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но их суть одна - запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства. Поворотным пунктом в становлении П.т.ц.г. явилось международно-правовое запрещение войны в качестве средства решения международных споров после Первой Мировой войны. Принятый в 1945 г. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности и тем самым окончательно установил П.т.ц.г, хотя и в сжатой формулировке. В последующем ООН приняла ряд решений, которые развили это положение Устава ООН, дополняя его новым содержанием. Положения о территориальной целостности и неприкосновенности были закреплены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН и 1970 г. Важным этапом в становлении и развитии этого принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в котором содержится обязательство государств-участников уважать территориальную целостность друг друга, воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника совещания, в особенности путем применения силы или угрозы силой, а т.ж. воздерживаться оттого, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Данный принцип запрещает территориальные захваты в любой форме, и это определяет его значение в современных международных отношениях. Он нашел т.ж. свое отражение во многих международных договорах применительно к конкретным регионам и странам.

ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП УТИ ПОССИДЕТИС

ПРИНЦИП УТИ ПОССИДЕТИС - принцип, означающий, что стороны могут владеть тем, что захватили, и в том же объеме. Был использован, в частности, при достижении независимости бывшими испанскими колониями на американском континенте и был закреплен в конституциях латиноамериканских государств. Он означал при этом, что границами вновь образовавшихся республик становятся границы бывших испанских провинций, на месте которых они возникли. Однако эти границы зачастую не были четко выражены ни на картах, ни на местности. Фактические границы колониальных провинций нередко расходились с юридическими, предписанными властями метрополии. Эта нечеткость границ впоследствии вызвала множество территориальных споров, для решения которых применялся П.уп. Иногда к формулировке П.у.п. добавлялось слово "juris", что означало владение юридическое, а не фактическое, и соответственно этот принцип применялся к юридическим границам, а не к фактическим. П.у.п. получил значительное распространение в качестве принципа правопреемства государственных границ.

ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА

ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА - в федеративных государствах - конституционно-правовой принцип, согласно которому в случае, если окажется, что федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос в рамках сферы конкурирующей (совместной) компетенции федерации и ее субъектов, действует федеральный закон. В РФ П.ф.п. закреплен в ст. 76 Конституции РФ 1993 г.

ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНСТВА

ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНСТВА - правило, позволяющее определить, какому гражданству лица с двойным гражданством отдать предпочтение. Чаще всего этот вопрос может возникнуть при нахождении лица с двойным гражданством на территории третьего государства, особенно в тех случаях, когда государства, гражданство которых оно имеет, стремятся оказать ему дипломатическую защиту Эффективность гражданства определяется обычно постоянным местожительством соответствующего лица, наличием у него документов определенного государства, владением определенным языком и т.д. П.э.г. часто применялся международными арбитражами в практике ряда зарубежных государств. Он т.ж. нашел отражение в ряде международных договоров.

ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРИЗНАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРИЗНАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА -правило, касающееся эффективности осуществления власти новым правительством в пределах территории своего государства, что предполагает т.ж. внешнюю независимость правительства, его жизнеспособность и поддержку населением. Данный принцип является одним из правил, применяемых при решении вопроса о признании правительства. При признании государства не применяется.

Предыдущая страница Следующая страница