Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц"
ЦЕДЕНТ (англ. cedent) 1) лицо, передающее право получения денег по векселю или по иному денежному обязательству другому лицу; 2) в страховании: страховая компания, размещающая риск, отдающая риск в перестрахование. |
"ЦЕЛАЯ ССУДА" - на вторичном рынке ипотеки это инвестиции в конкретное ипотечное обязательство. |
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА, комплексная программа совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой, общей цели. Известны федеральные и региональные, научно-технические, социально - экономические, экологические целевые комплексные программы. См. также ПРОГРАММА. |
ЦЕЛЕВАЯ ПРЕМИЯ - премия за определенные успехи, достижения, выплачиваемая в установленный период времени. |
ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ - см. УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ. |
ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. |
ЦЕЛЕВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (англ. target pricing) метод установления цен, при котором цены устанавливаются таким образом, чтобы получить желаемый или как можно больший уровень дохода на вложенный капитал. |
ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ - форма маркетинговой деятельности, в ходе которой продавец разграничивает сегменты рынка, выбирает из них один или несколько целевых сегментов (нолевой рынок) и разрабатывает приемы маркетинга для каждого из них отдельно, целенаправленно, с учетом выбора товарных позиций, наиболее эффективных для каждого сегмента рынка. |
ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК - см. РЫНОК ЦЕЛЕВОЙ. |
ВЗНОСЫ, налоги - внесение, взимание денежных средств в целях обеспечения проведения мероприятий, нуждающихся в финансовом обеспечении посредством привлечения этих средств. |
ЦЕЛЕВЫЕ АВАНСЫ - взносы, выдаваемые для закупки определенных товаров, для проведения конкретных коммерческих операций. |
ЦЕЛЕВЫЕ ВКЛАДЫ - денежные сбережения граждан в банках, как правило, долгосрочные и высокодоходные, но с отложенным сроком получения Основного капитала и процентов, предназначенные для накопления средств на перспективу. Например, сбережения, необходимые к совершеннолетию или к свадьбе ребенка, на приобретение вещей долговременного пользования. |
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАЙМЫ - государственные займы, средства от размещения которых предназначены для достижения конкретных хозяйственных целей, решения социально-экономических задач, оговоренных, указанных при выпуске займа. |
"ЦЕЛЕВЫЕ ЗОНЫ" ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ - один из способов достижения валютной стабильности, заключающийся в установлении согласованных ориентиров валютных курсов стран, входящих в зону. |
ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ - форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий, на определенные цели, например дорожный налог - платежи в бюджет для содержания шоссейных дорог. |
ЦЕЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ - ценные бумаги, выпускаемые для финансирования в основном частных предприятий; предприниматели в результате получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигации получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода. |
ЦЕЛИ ИНВЕСТОРОВ - конкретные стремления инвесторов, помещающих деньги в ценные бумаги; обычно сводятся к стремлению достичь безопасности, надежности и устойчивой доходности вложений при обеспечении ликвидности приобретаемых ценных бумаг. |
ЦЕЛИ КОМПАНИИ - конкретные конечные результаты, которых наметила добиться группа руководителей, акционеры компании; формулируются в процессе планирования, выработки стратегии компании. |
ЦЕЛИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА (англ. promotional goals) важная компонента стратегии маркетинга; классифицируют пять групп таких целей: привлечение внимания, обеспечение необходимой информацией, создание предпочтения товару, осуществление продажи и напоминание о том, как прав покупатель, приобретая данный товар. |
ЦЕНА - фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как стоимости единицы товара в денежном выражении. В случае когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара. Чтобы получить достаточно полное представление о цене как о многогранной экономической категории, необходимо усвоить такие понятия, как цена продавца, цена покупателя и др. |
ЦЕНА АУКЦИОННАЯ - цена, складывающаяся при продаже товара на аукционе, наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге. |
1) цена товара стандартного качества, отталкиваясь от которой устанавливается цена товара более высокого и низкого качества; 2) база, точка отсчета при определении индекса цен международной торговли в целом и по отдельным группам товаров. Такие базисные цены публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, периодических изданиях ООН; 3) цена определенного товара с фиксированными параметрами качества, устанавливаемая в момент заключения опционной сделки. |
ЦЕНА БАЗИСНАЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - средняя цена ценных бумаг на определенный период времени, используемая для расчета рыночных показателей; изменения этой цены устанавливаются как в абсолютной величине, так и в процентах к "базе". |
ЦЕНА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - цена товара, при которой производственная фирма имеет возможность лишь покрывать свои издержки. Иначе говоря, цена, равная издержкам производства. |
1) цена, устанавливающаяся в результате биржевых торгов; 2) цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбавки или вычитания скидки в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, других условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонений от биржевого стандарта. |
ЦЕНА БРУТТО - цена, исчисленная без учета дополнительных наценок, например цена акции на фондовом рынке без учета комиссионных, выплачиваемых брокеру. |
ЦЕНА ВАЛОВАЯ - цена, включающая затраты на перевозки, страхование и разные другие расходы. |
ЦЕНА ВНУТРИФИРМЕННАЯ - см. ЦЕНА ТРАНСФЕРТНАЯ. |
ЦЕНА ВОССТАНОВЛЕННАЯ - цена, достигшая прежнего уровня после цикла понижения или повышения. |
ЦЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - цена, устанавливаемая государственными органами; в советской экономике - основная форма цены. |
ЦЕНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - реальности - цена, по которой фактически совершается сделка; окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец. |
ЦЕНА ДЕМПИНГОВАЯ - согласно антидемпинговому закону: экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20% и более) или ниже мировой цены (на 8%) и более. |
ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ - контрактная - цена, зафиксированная в договоре выполнения работ, купли-продажи, согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора. |
ЦЕНА ЕДИНИЦЫ ТОВАРА - цена, указанная на упаковке для возможности пересчета на единицу объема или веса товара, чтобы покупатель мог сопоставить цены на сходные товары. |
ЦЕНА ЕДИНСТВЕННАЯ - твердая цена продажи или покупки, назначенная клиентом брокеру. |
ЦЕНА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ - значения цен, курсов, котировок, зарегистрированных на бирже перед ее закрытием. |
ЦЕНА ЗАКУПОЧНАЯ - цена, по которой государство осуществляет закупку сельскохозяйственной продукции и иных видов товаров у их производителей для государственных нужд, для поддержания сельскохозяйственного производства. |
ЦЕНА ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ - повышенная цена закупки некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений с целью поддержки производства данного товара: |
ЦЕНА ИСКА - исковая цена - денежная величина требования, заявленного истцом при подаче иска в суд, арбитраж, подлежащая взысканий с ответчика в пользу истца при положительном решении суда. |
ЦЕНА КАРТЕЛЬНАЯ - монопольная цена, устанавливаемая участниками картеля в целях устранения конкурентов. |
ЦЕНА КАТАЛОГА - официальная цена, публикуемая в каталогах и проспектах фирм предприятий оптовой и розничной торговли. |
ЦЕНА КАФ - цена, в которую включены расходы по доставке, транспортировке товара от продавца к месту, где товар примет покупатель, но не включающая расходы на страхование груза. См. также ТОРГОВЫЕ ТЕРМИНЫ. |
1) цена, по которой облигации могут быть обменены на акции или другие ценные бумаги того же эмитента; 2) стоимость, возникшая при обмене ценных бумаг одной формы на другую. |
Цена акции в конвертируемой валюте, определенная в момент эмиссии и служащая эквивалентом для последующих трансакций. |
ЦЕНА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ - размер, нормативная и фактическая величина оплаты за услуги консультационного характера. |
ЦЕНА КОНТРАКТНАЯ - цена, фиксируемая в сделке о купле-продаже товара (контракте), в том числе при внешнеторговых операциях. Она может быть: а) твердой, зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта; б) ценой с последующей фиксацией, которая устанавливается в согласованные сторонами сроки; в) скользящей - изменяемой по согласованной схеме в течение периода действия контракта. |
ЦЕНА КОТИРОВАЛЬНАЯ - цена, определенная на основе котировок, используемая обычно в качестве ориентира. |
ЦЕНА "КРАСНАЯ" (англ. fair market price - умеренная рыночная цена) цена сделки, удовлетворившая и продавцов и покупателей. |
ЦЕНА КРЕДИТА - процентная кредитная ставка, соответствующая экономической природе ссудного процента, ставка за кредит. |
ЦЕНА "КРОСС-ОВЕР" (англ. crossover price) цена, при которой ценные бумаги, выпущенные ранее в обращение, рефинансируются за счет поступлений от их нового выпуска до наступления срока погашения. |
ЦЕНА ЛИМИТИРОВАННАЯ - лимитная 1) минимальная гарантированная цена, по которой государство или другой заказчик, потенциальный покупатель гарантируют производителю производить закупку данного товара; устанавливаемая на определенный период времени; 2) максимальная цена, верхний уровень цены, установленный в процессе разработки, проектирования нового товара. |
1) обобщающий показатель полезности технологии или других ноу-хау, предоставляемых потребителю по лицензии; в основе цены заложено Представление о величине дополнительного дохода у покупателя за счет использования предмета лицензии в деловой практике; 2) цена программного продукта, приобретаемого легально у разработчика или его авторизованного дилера; по такой схеме продается массово большинство компьютерных программ. |
ЦЕНА ЛЬГОТНАЯ - пониженный уровень цены на товар в целях стимуляции продаж либо цена, дотируемая для отдельных групп покупателей. |
ЦЕНА МИРОВАЯ - денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например барреля нефти, тонны пшеницы. |
ЦЕНА МОНОПОЛЬНАЯ - цена устанавливаемая на рынке монополистами, монополистическими объединениями с целью извлечения сверхприбыли, |
ЦЕНА НЕСОБСТВЕННАЯ - внешняя - превышение рыночной цены опциона над суммой, которую можно было бы получить если использовать опцион и реализовать товар. |
1) цена товара на месте его купли-продажи; 2) для продавца - фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки, для покупателя - сумма, фактически уплаченная продавцу. |
1) см. НОМИНАЛ; 2) биржевая котировальная цена за товар; по которому в день котировки не были заключены сделки; 3) прейскурантная цена до вычета скидки. |
1) цена на весь купленный товар, состоящий из различных компонентов, материалов или предметов разных сортов, размеров; 2) цена, включающая все расходы. |
ЦЕНА ОПТИМАЛЬНАЯ - цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара, услуги. |
ЦЕНА ОПТОВАЯ - цена товара, продаваемого крупными партиями (оптом). Обычно оптовые цены ниже розничных в связи с экономией на торговых издержках. |
ОПЦИОНА, премия - цена заключения опционной сделки; зависит от соотношения спроса и предложения опционов, тенденции цен, размера банковского процента и времени до прекращения права на опцион. |
ЦЕНА ОТПРАВНАЯ - цена, ниже которой продавец не согласен продавать товар, или цена, которую готов заплатить покупатель. |
1) цена, по которой предприятие отпускает, отдает свой товар потребителям, 2) цена на продукцию, отпускаемую заготовительными организациями. |
ЦЕНА ПАДАЮЩАЯ - цена, характерная для понижающейся конъюнктуры рынка. |
ЦЕНА ПАУШАЛЬНАЯ - цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в целом, в среднем, вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара. |
ЦЕНА ПЕРЕКУПКИ - цена кредита в случае, когда инвестиционный фонд вынужден востребовать возвращение кредита из-за изменения каких-либо условий; из суммы кредита при этом вычитаются комиссионные и другие расходы. |
ЦЕНА ПО КЛИРИНГУ - ежедневная цена, по которой расчетная палата осуществляет между ее членами расчеты по всем сделкам. |
ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ - цена покупки -цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести единицу (партию) товара. Цена покупателя формируется, исходя из собственных представлений лица, приобретающего товар, о полезности товара, его нужности, оценки, сравнения с аналогичными замещающими товарами, в зависимости от моды на данный товар, а также с учетом уровня доходов покупателя, имеющихся у него в наличии денежных средств. В целом в цене покупателя отражается его спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому цена покупателя может быть названа ценой спроса. |
ЦЕНА ПОКУПНАЯ - цена товара, складывающаяся из фабричной цены изделия, цены производства, производителя плюс издержки на его реализацию и плюс прибыль участников процесса обращения. |
ЦЕНА ПОЛНАЯ - цена со всеми надбавками к базисной цене. |
ЦЕНА ПОСТАВКИ - товара - цена на поставку товаров по срочным контрактам, устанавливаемая расчетной палатой. |
ЦЕНА ПОТРЕБЛЕНИЯ - сумма продажной цены и стоимости потребления, использования товара за период эксплуатации (например, стоимость техобслуживания, величина страховки, налоги и т.п.). |
ЦЕНА ПОЯСНАЯ - цена, дифференцированная с учетом географического положения места продажи или покупки; цена одного и того же товара, характерная для ряда регионов. |
1) максимально допустимая повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла, сезона; 2) цена по заказу брокера с ограничительными условиями. |
1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца; 2) цена, по которой продавцы товара на данном рынке предлагают его к продаже; зависит от объема продаж, издержек продавца и других факторов. |
ЦЕНА ПРЕЙСКУРАНТНАЯ - цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте. |
ЦЕНА ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА - цена товара, при которой предприятие не покрывает свои издержки производства; численно она равна минимальным предельным издержкам. |
Высокая цена, предназначенная для привлечения покупателей того сегмента рынка, который больше обеспокоен качеством товара, его уникальностью, чем ценой. |
ЦЕНА ПРОДАВЦА - цена продажи - цена, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать свой товар, исходя из издержек производства и обращения товара, стремления получить прибыль от продажи товара, производственных возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары. В целом цена продавца есть цена предложения товара Со стороны его продавца, поэтому она зависит от всех факторов, которые влияют на предложение товара на рынке. На цену продавца способен оказывать влияние и субъективный фактор в виде психологии продавца. Термин "цена продавца" отражает одновременно и цену производителя товара, так как именно производитель в определяющей степени формирует цену, по которой продавец предлагает товар покупателю. |
ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА - часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения. |
1) низкая цена товара или услуг, предназначенная для массированного захвата рынка; 2) цена, по которой данный товар заведомо получит, найдет спрос на данном рынке. |
ЦЕНА "ПРОСЕЛА" - термин, обозначающий резкое падение цены, обычно непредсказуемое, обусловленное внешним влиянием других рынков; применяется по отношению к товару, на который длительное время цена изменялась незначительно и вдруг упала. |
ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ ДОХОДА И ИЗДЕРЖЕК - цена, при которой производитель (продавец) товара получает максимальную прибыль; при дальнейшем увеличении цены падает объем продаж вследствие падения спроса, что способно привести к уменьшению обшей прибыли, а с другой стороны, уменьшение цены ниже этого уровня само становится причиной снижения прибыли. |
ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве величин спроса и предложения, в ситуации, когда цена продавца и цена покупателя в результате торга и взаимного сближения, последовательных уступок совпали между собой. |
ЦЕНА РАЗОВАЯ - цена на продукцию производственно-технического назначения, изготавляемую по разовому заказу. |
ЦЕНА РАСЧЕТНАЯ - единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается на основе цен сделок, совершенных непосредственно перед окончанием торгов предыдущего дня. Используется для подсчета маржи и для определения цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара. |
1) курс, по которому покупатель (владелец) опциона может покупать (или продавать) ценные бумаги при реализации опциона; 2) цена, по которой товар продан или продается, реализуется. |
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ - цена товара, продаваемого в личное потребление в малых, единичных количествах; цена в розничной торговле. |
ЦЕНА С НАДБАВКОЙ - цена, которая выше номинала на определенную величину - надбавку. |
ЦЕНА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФИКСАЦИЕЙ - цена, устанавливаемая в ходе исполнения договора, в котором определяется правило ее фиксации; |
ЦЕНА С ПРИПЛАТОЙ - цена, к которой добавляется определенный процент; практикуется в период резких колебаний цены. |
ЦЕНА СИФ - цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки товара покупателю. См. также ТОРГОВЫЕ ТЕРМИНЫ. |
ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ - цена, устанавливаемая на изделие с длительным сроком изготовления, рассчитываемая на основе принципа скольжения, учитывающая изменения в издержках производства (изменение цен на материалы, топливо и т.п.), которые имели место за период времени, необходимый для цикла изготовления этого изделия, например для строительства здания, судна. |
ЦЕНА СО СКИДКОЙ - базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или заказчику, либо при продаже большой партии товара. |
ЦЕНА СОПОСТАВИМАЯ - цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени, на определенную дату. Сопоставимые цены используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды с тем, чтобы избежать искажений, вносимых, прежде всего, инфляцией. Например, при сравнении уровней потребления в разные годы, измеряемых в денежном выражении, следует умножать физическое потребление на сопоставимые цены. |
ЦЕНА "СПОТ" (англ. spot price) цена, по которой товар продается с немедленной оплатой. |
ЦЕНА СПРАВОЧНАЯ - цена, являющаяся исходной для продавца и покупателя при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке. |
1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя; 2) цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар; зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов. |
ЦЕНА "СТРАЙК" - фиксированная цена, по которой приобретается позиция на фьючерсные контракты при реализации опционов. |
ЦЕНА СТУПЕНЧАТАЯ - цена на конкретную серийную продукцию производственного назначения, снижающаяся скачкообразно по мере сокращения издержек или морального старения товара. |
ЦЕНА СУБВЕНЦИОНИРОВАННАЯ (англ. subvention price от лат. subvenire - приходить на помощь) цена ниже или равная себестоимости продукции вследствие государственных дотаций производителю. |
ЦЕНА ТВЕРДАЯ - цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его дей-стзия. |
ЦЕНА ТЕСНАЯ - цена, которой соответствует минимальный разрыв между Ценами покупателя и продавца по ценной бумаге. |
ЦЕНА ТРАНСФЕРТНАЯ - внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальна. |
ЦЕНА ТРЕТИЧНАЯ - цена, используемая при разработке условий купли-продажи собственности компании, акции которой не обращаются на вторичном рынке ценных бумаг; рыночная стоимость такой компании не может быть точно определена. |
ЦЕНА УДЕЛЬНАЯ - средняя цена товарной единицы, статистический показатель движения цен в международной торговле; рассчитывается на основе экономической информации, содержащей статистические данные о стоимости тех или иных ввезенных или вывезенных товаров; анализируется с помощью индексов. |
ЦЕНА УПРАВЛЯЕМАЯ - иена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка. |
ЦЕНА УСПОКАИВАЮЩАЯ - цена, устанавливаемая продавцом чуть ниже привычной круглой величины; установление такой цены используется как психологический прием для привлечения покупателей, например товар предлагается по цене 999 руб. вместо 1000. |
ЦЕНА УТОРГОВЫВАНИЯ - уменьшенная цена, возникающая в результате коммерческих переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем достигает нового, более низкого значения цены. |
ЦЕНА ФАБРИЧНАЯ - цена товара, складывающаяся из материальных издержек, оплаты труда и общезаводских расходов в расчете на единицу товара, по сути представляет себестоимость производства. |
ЦЕНА ФАКТИЧЕСКАЯ - цена, по которой фактически совершается сделка. |
ЦЕНА ФАКТУРНАЯ - цена, указанная в фактуре (счете) на поставленный товар. |
ЦЕНА ФАС - цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное средство. См. также ФАС. |
ЦЕНА "ФЛЕШ" - моментальная цена - экспресс-информация при запаздывании данных о ценах на бирже; чтобы компенсировать запаздывание делается выборка и немедленная публикация цен на 30 важнейших видов ценных бумаг, что позволяет даже без всего объема запаздывающей информации оценить состояние рынка. |
ЦЕНА ФОБ - цена товара, исчисленная с учетом страхования и транспортных расходов отправителя (продавца) по доставке товара на транспортное средство. См. также ФОБ. |
ЦЕНА ФРАНКО - цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова "франке", например цена франко-вагон, цена франко-склад получателя. |
ЦЕНА ФЬЮЧЕРСНАЯ - цена, сформированная по биржевым фьючерсным сделкам. |
ЦЕНА ХОРОШАЯ - курсовая стоимость ценных бумаг на рынке при незначительной разнице между ценами продавца и покупателя, |
ЦЕНА ЧИСТАЯ - выручка от продажи или общий платеж за покупку после вычета или, соответственно, прибавления всех расходов, связанных с продажей, покупкой. |
1) издержки выбора инвестиций с меньшим доходом в сравнении с выбором, основанным на большом риске в надежде на повышенную прибыль; 2) самый высокий доход по альтернативному, одному из возможных видов инвестиций. |
ЦЕНА ЭМИССИИ - цена акций, предложенных для широкой публичной продажи сразу после эмиссии. |
ЦЕНЗ - ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами. |
"ЦЕННАЯ" БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - тип банковской системы, в которой банки объединены путем системы участий (контрольных пакетов) и переплетения директоратов. |
ЦЕННАЯ БУМАГА "БЕЗ ВАРИАНТОВ" - ценная бумага, которая не дает права на получение возможности приобретения впоследствии акций данной компании. |
"ЦЕННОЕ" ПИСЬМО - вид мошенничества, предполагающий вовлечение все новых жертв аферы, придуманной инициаторами, например присланное по почте из-за рубежа предложение руководителю компании о принятии на свой счет на сверхвыгодных условиях большой суммы денег; обычно принятие таких малореальных, необоснованных предложений оборачивается существенными убытками для попавших "на удочку". |
ЦЕННОСТИ ВАЛЮТНЫЕ - см. ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ. |
ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение о желательности или нежелательности данного явления, о том, что справедливо и что несправедливо, что должно быть и чего не должно быть. |
ЦЕННЫЕ БУМАГИ - денежные или товарные документы, дающие их обладателю имущественные права и право на получение определенных денежных сумм, доходов. К денежным ценным бумагам относят облигации, векселя, денежные чеки. К товарным ценным бумагам, закрепляющим вещественные права их обладателей, права собственности, относятся коносаменты (товарные накладные), складские свидетельства. Особое место среди ценных бумаг занимают акции, которые предоставляют как денежные, так и имущественные права. Ценные бумаги могут быть объектом купли-продажи. |
ЦЕННЫЕ БУМАГИ АГРЕССИВНЫЕ - ценные бумаги, обещающие быстрый рост вложенного в них капитала. |
ЦЕНОВАЯ ГИБКОСТЬ - ситуация, в которой цены меняются в зависимости от спроса и предложения и от других ценообразующих факторов (издержки производства и обращения, налоги, ценовые ограничения). |
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (англ. price discrimination) поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену. Ценовая дискриминация преследуется в США законом Клейтона, если она ограничивает конкуренцию. |
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены. Различают дуговую, измеряемую как среднюю на дуге Кривой спроса и предложения, и точечную, измеряемую в точке кривой, эластичность. |
ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО - положение на рынке, при котором крупная фирма имеет возможность активно влиять на цену или даже устанавливать ее. |
ЦЕНОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ - термин, обозначающий контракт, договор, имеющий юридическую силу, в котором устанавливается и иногда закрепляется на определенный срок цена на товар, ценные бумаги и т.д. |
ЦЕНОВОЙ МАРКЕТИНГ - ценовая стратегия маркетинга - одна из форм реализации общей стратегии маркетинга, при реализации которой происходит управление ценой продукции в интересах обеспечения сбыта. Учитывается действие на цену многих факторов, таких, как издержки производства, уровень полезности и необходимости товара для потребителя, реакция конкурентов на изменение цены, понятность изменения цены для потребителя, цели изменения цены и др. Например, понижение цены на продукцию для высокообеспеченных слоев населения может иметь негативные последствия в виде уменьшения сбыта, в то время для освоения рынка потребителей с низкой платежеспособностью необходима политика низких цен. |
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения. |
ЦЕНТ (англ. и голл. cent от лат. centum - сто) 1) разменная монета и счетно-денежная единица США, Австралии, Канады, Новой Зеландии и других стран, равная сотой доле доллара; 2) разменная монета, равная одной сотой голландского гульдена, южноафриканского ланда и денежных единиц других стран. |
ЦЕНТР ЗАТРАТ - производственное подразделение компании, которому устанавливаются нормативы расхода ресурсов. |
ЦЕНТР ОФФШОР (англ. offshore financial centers) выражение, применяемое для обозначения финансовых центров, рынков в зонах с благоприятным, весьма льготным налоговым контролем. Такими центрами являются, в частности, Панама, Кипр, Гонконг, Бермуды. |
ЦЕНТР ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ - подразделение компании, обладающее выраженной товарной ориентацией деятельности, информационно тесно связанное с руководством фирмы, которое в состоянии самостоятельно получать прибыль, независимо от успешности работы других звеньев предприятия; гибкая организационная структура, способная отреагировать на изменение рыночной ситуации. |
ЦЕНТР РЕАЛИЗАЦИИ - сбытовое подразделение компании, которому не разрешено снижать цену товара для увеличения объема продаж, но при этом предписывается добиваться максимума реализации товаров, услуг. |
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, управляемая централизованным образом государственными органами на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, государственной собственности на средства производства. |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК - главный государственный банк страны, наделенный особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является "банком банков", органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства, регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. |
ЦЕПЬ КОМАНД - в управлении - иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций; синоним - "скалярная Цепь". |
ЦЕССИОНАРИЙ (англ. cessionary) 1) лицо, становящееся кредитором в силу передачи ему права требования; 2) правопреемник, которому передается право на операции с финансовыми ценностями или на собственность; 3) страховая компания, принимающая риск на перестрахование (перестрахователь). |
ЦЕССИЯ (от лат. cessio - передача) уступка, передача другим лицам своего права на обладание собственностью, средствами или на их получение. Например, кредитор (цедент) может передать свое право на получение долга другому лицу (цессионарию); используется как обозначение передачи риска на перестрахование. В этом случае перестрахователь выступает в роли цедента, а перестраховщик в роли цессионария. |
ЦЕХ (нем. Zeche) основное подразделение производственного предприятия, вырабатывающее полуфабрикаты или конечную продукцию, осуществляющее обособленную часть технологического цикла изготовления продукции. |
ЦЗЯО - разменные банкноты Китайской Народной Республики, равные десятой доле юаня женьминьби, или 10 фыням. |
ЦИКЛ (греч. kyklos - круг) совокупность процессов, работ, операций, образующих в совокупности законченную круговую последовательность. Например, жизненный цикл, производственный цикл, воспроизводственный цикл. См. также ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. |
ЦИКЛ ДЕЙСТВИЯ ОПЦИОНА - повторяющийся срок действия, применяемый к опционам различного класса; исчисляется зачастую четырьмя месяцами. |
ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ - см ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА. |
ЦИКЛ ЖИЗНИ ЦЕННЫХ БУМАГ - период, в течение которого ценные бумаги обращаются на рынке; складывается из следующих стадий: конструирование нового выпуска ценных бумаг, первичное их размещение и собственно обращение ценных бумаг на вторичном рынке. |
ЦИКЛ ЗАКАЗА - интервал времени между моментами подачи двух последовательных заказов на материалы, товары, услуги. |
ЦИКЛ КОНВЕРСИИ НАЛИЧНОСТИ - интервал времени, количество дней между датой выдачи компанией наличных денег для покупки сырья, товара и датой получения, возврата наличных, полученных от реализации готовой продукции, для производства которой и выдавались наличные деньги. |
ЦИКЛ ПЛАНИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ - совокупность работ по планированию ассортимента продукции компании, имеет определенную протяженность во времени и завершается составлением плана ассортимента продукции. |
ЦИКЛ ТОВАРА - период, в течение которого определенный вид товара находится в обороте. |
ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА - безработица, обусловленная циклическими спадами производства. |
ЦИКЛИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ - равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах одного экономического цикла. Дефицит в периоды спада деловой активности компенсируется бюджетным избытком в периоды процветания. |
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений. |
ЦИРКУЛЯР (нем. Zircular от лат. circularis - круговой) письменное распоряжение вышестоящего органа, сообщаемое нижестоящим подведомственным органам. |
"ЦИФРЫ НЕ ПРИВОДЯТСЯ" - биржевой термин, сообщение о том, что информация на табло, тикере о сделках отстает на одну минуту от реальных сделок, совершаемых в операционном зале биржи, после чего на строке табло печатается, появляется, повторяясь, последнее число и десятичные знаки цены до тех пор, пока строка табло не догонит по времени фактически совершаемые сделки, |
ЦЯНЬ - китайская круглая бронзовая монета с отверстием в центре, первое упоминание о которой датируется 947 г. до н.э. |