Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Словарь по экономической теории
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эквивалент

Эквивалент - 1) нечто (предмет, количество), равноценное в каком-либо отношении чему-либо (например, другому предмету , количеству); 2) Э - товар, в котором выражается стоимость другого товара; товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость; является всеобщим Э. (деньгами).

Экономикс

Экономикс - современное направление в экономической науке. Термин "экономике" впервые появился в незавершенной работе английского экономиста У.С. Джеванса (1835-1882) "Принципы экономике". В широкий научный оборот введен и обстоятельно охарактеризован А.Маршаллом. Согласно А.Маршаллу, понятия "политическая экономия" и Э. не тождественны; существуют чистая и прикладная экономическая наука, соответственно, политическая экономия и Э. Есть и иные трактовки, к примеру, по мнению английского экономиста М.Добба, политическая экономия рассматривает отношения между классами и социальными группами (чем занимались А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс); в центре же исследования Э. находится проблема равновесия, которое достигается в атомистическом обществе в ходе конкуренции. По А.Маршаллу, экономика управляется рынком, законом спроса и предложения и не нуждается во вмешательстве государства. Поэтому исключение слова "политическая" из названия науки закономерно. Однако Дж.Кейнс вновь вводит в предмет политической экономии вопрос о роли государства в развитии общества. Поэтому П.Самуэльсон полагает, что основа названия науки "политическая экономия" должна сохраняться. В западной литературе используются оба указанных термина без их общепризнанного разграничения.

Экономическая рента

Экономическая рента - цена за использование земли и других естественных ресурсов, предложение которых постоянно (т.е. "совершенно неэластично"). Э.р. это такой уровень оплаты некоторого фактора производства, который превышает размеры минимальной оплаты, требующейся для того, чтобы получить необходимое предложение этого фактора в рамках заданного способа его использования. Рента возникает оттого, что спрос на услуги данного фактора является производным спросом, тогда как предложение его услуг ограничено. Относительно Э.р. необходимо сделать три замечания. 1. Этот термин используется потому, что первоначально он применялся к ренте, выплачиваемой за землю. В основном, площадь земельных угодий неизменна. Цена, которую готовы заплатить за землю, зависит от ее производительности. Однако с точки зрения факта использования земли для определения деятельности, рентные платежи роли не играют. Они нужны для того, чтобы обеспечить ее максимально, продуктивное использование со стороны землевладельцев. Соответственно, термин "рента" стал применяться и к другим факторам производства. 2. Рента существует только там, где есть ограничения в предложении. Во многих случаях таких ограничения носят естественный характер. Однако в ряде случаев ограничения в предложении могут быть искусственными. Монополии, например, считают выгодным ограничивать выпуск своей продукции, т.е. ограничивают предложение. Соответственно монопольные прибыли иногда называют монопольной рентой. 3. Рента существует потому, что спрос на некоторые элементы производства является производным спросом.

Экономическая Свобода

Экономическая Свобода - возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, обмене, распределении и потреблении экономических благ.

Экономическая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экономическая эффективность

1) результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда (ресурсов); 2) такое состояние дел, при котором невозможно произвести изменение с целью наиболее полного удовлетворения желаний одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Экономические агенты

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными Э.а. являются индивиды (домохозяйства) фирмы, государства и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяются индивидуальные предприятия, партнерства (СП) и корпорации. К Э.а. относятся и профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством борьбы за выгодные условия заключения коллективных договоров.

Экономические блага

Экономические блага - средства, удовлетворяющие потребности людей. Одни из них имеют неограниченный масштаб (например воздух), другие - ограниченный. Э.б. делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, видеофильмы и т.д.) и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (продукты питания). Среди Э.б. выделяются взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплектарные). К субститутам относятся многие потребительские товары и услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), сферы досуга (кино, театр, цирк). К комплектарным относятся стул и стол, автомобиль и бензин, авторучка и бумага. Э.б. разделяются также на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные). Согласно теории К.Маркса, стоимость (ценность) Э.б. определяется затратами общественно необходимого труда на их производство. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность блага зависит от редкости. Прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая экономическая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое Э.б. может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические потребности

Экономические потребности - потребность чего-либо необходимого для поддержания жизнеспособности и развития личности, фирмы и общества в целом. Есть экономисты, которые предполагают определять Э.п. как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Именно Э.п., утверждают эти ученые, выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.

Экономические цели

Экономические цели - стремление к максимизации удовлетворения потребностей индивида (домохозяйства), фирмы, общества в целом. Э.ц. потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен фирмы. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д. Главными Э.ц. являются: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально экономическая стабильность. Эти цели по-разному реализуются в разных экономических системах.

Экономический выбор

Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей. Необходимость Э.в. диктуется множественностью экономических целей при ограниченности ресурсов.

Экономический кругооборот

Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. По теории К.Маркса, экономический кругооборот - процесс превращения каждой из трех функциональных .форм промышленного капитала в две последующие, прохождение ими соответствующих трех стадий движения: стадии обращения, функцией которой является подготовка производства материальных благ (идет превращение денежной формы в производительную, покупка за деньги средств производства и рабочей силы); стадии производства, функцией которой является изготовление нового товара, большей стоимости в результате взаимодействия рабочей силы с веществами природы - средствами производства (вторая производительная форма капитала превращается в третью - вновь изготовленный товар); снова стадии обращения, функцией которой является реализация готового товара, в том числе прибавочной стоимости. Процесс кругооборота промышленного капитала начинается с денежной формы и заканчивается денежной формой. Третья стадия кругооборота позволяет не только вернуть часть капитала в производство нового товара, но и присвоить прибавочную стоимость, созданную трудом наемной рабочей силы. Денежное выражение прибавочной стоимости К.Маркс назвал прибылью. Ради этого предприниматель, фирма и осуществляют свок деятельность.

Экономическое мышление

Экономическое мышление - совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений и принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей экономической деятельности.

Экономическое общество

Экономическое общество - группа стран, объединяющихся для достижения общих целей в деле регулирования международной торговли. Пример- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Экономическое плодородие земли

Экономическое плодородие земли - растущая продуктивность земли, достигаемая за счет направленного улучшения естественных свойств почвы и более эффективного использования их в результате интенсификации производства. В процессе общественного развития повышение плодородия выступает как объективная закономерность, обусловленная растущими потребностями в сельскохозяйственной продукции, при ограниченности земельной площади, пригодной для обработки. Вопреки так называемому "закону убывающего плодородия почвы", применение достижения НТП, возрастающими затратами общественного труда на данной земельной площади, особенно с затратами, овеществленными в другие производства при том же количестве живого труда или же, что представляет собой общее правило, при меньшем его количестве. Основными факторами повышения Э.п.з. являются : использование более производительных земледельческих машин и орудий, применение рациональной системы удобрений, улучшение агротехники, совершенствование системы земледелия, совершенствование форм стимулирования труда.

Экспортные премии

Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством, предприятием для поощрения вывоза продукции и услуг.

Экспортные субсидии и премии

Экспортные субсидии и премии - стимулирование экспорта за счет госбюджета, Э.с. и п. выступают либо в форме выплаты фирмам-экспортерам денежных выплат, субсидий, премий (прямые премии), либо в форме освобождения этих фирм полностью или частично от налогов и сборов (скрытые).

Эластичность дуговая

Эластичность дуговая - в отличие от эластичности точечной часто бывает необходимо определить эластичность на некотором участке кривой спроса или предложения (на дуге этой кривой). Эластичность спроса, которая характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены, допустим, на дуге М1 М2 и называется дуговой эластичностью.

Эластичность и государственное регулирование цен

Эластичность и государственное регулирование цен - на рынках труда, капитала, жилья, сельскохозяйственной продукции, транспортных и коммунальных услуг является "грубым" методом вмешательства в рыночные механизмы. Иногда государство устанавливает фиксированные цены, превышающие цены равновесия (например, на сельхозпродукцию). Если предложение неэластично и сократить объем производства в коротком периоде невозможно (именно так происходит с сельхозпродуктами), то государство должно закупить избыток продукции на деньги налогоплательщиков, а затем принять административные меры по установлению пределов посевных площадей, уплате премий за их сокращение и т.д. Если государство устанавливает цены ниже цены равновесия, возникает товарный дефицит, покупатели делятся на "удачливых" и "неудачливых", возникает спекуляция, "черный рынок" , снижение качества товаров. Лица, осуществляющие государственное регулирование цен, должны быть высокопрофессиональны и руководствоваться в своих действиях не личными, а общественными интересами, должны иметь максимум информации о качестве спроса и предложения, эластичности их не только в данный отрезок времени, а в динамике. Так как реальное воплощение всех этих условий затруднено, то и государственное регулирование цен применяется избирательно, локально, в короткий промежуток времени.

Эластичность и ценообразование

Эластичность и ценообразование - эластичность спроса очень важно учитывать, когда фирма пытается решить, какую цену назначить, чтобы максимизировать доход от продажи товаров. Когда эластичность спроса на какой-либо товар выше 1, то небольшое снижение цены значительно влияет на объем доходов от продаж данного товара; когда эластичность спроса меньше 1, то небольшое снижение цены сокращает выручку от продажи товара незначительно.

Эластичность предложения

Эластичность предложения - показатель, выражающий изменение предполагаемого количества конкретного товара в соответствии с изменением рыночных цен на него. Коэффициент эластичности предложения показывает, как изменится предложение товара, если цена на его снизится или возрастет на определенный процент. Этот коэффициент определяется как частное от деления относительного изменения количества предполагаемых товаров на относительное изменение цен.

Эластичность предложения сельскохозяйственных продуктов

Эластичность предложения сельскохозяйственных продуктов - сельское хозяйство имеет фиксированный (в растениеводстве - год) цикл производства. Принимая во время сева весной решение об объеме производства сельхозпродукции, производитель не может знать цены на эту продукцию после сбора урожая. Осенью после сбора урожая производитель уже не сможет скорректировать решение о предложении, даже если фактическая цена товара окажется ниже ожидаемой. Следовательно, предложение сельскохозяйственной продукции (в течение фиксированного цикла производства - года) оказывается неэластичным или малоэластичным, так как часть сельскочозяйственной продукции (если она имеет долгий срок хранения) может быть отложена в резервы и запасы.

Эластичность спроса на ресурсы

Э.с. на р. будет тем меньше, 1) чем меньше коэффициент снижения предельного продукта данного ресурса; 2) чем больше число имеющихся в наличии подходящих ресурсозаменителей; 3) чем выше эластичность спроса на продукт; 4) чем больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства.

Эластичность спроса относительно цены

Эластичность спроса относительно цены - понятие, показывающее относительные изменения объема спроса под влиянием изменения цены на 1%. Рассчитывается коэффициент эластичности спроса по формуле: К.Э.С. = изменение объема спроса в %% / изменение цены в %%. Спрос называют эластичным, когда коэффициент эластичности спроса > 1. (это означает, что спрос растет или надает быстрее цены) и неэластичным, когда коэффициент эластичности спроса < 1, т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то К.э.с. = 0. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то К.э.с. = оо.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу - степень и изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Э.с. по д. подсчитывается как отношение процентного изменения количества спрашиваемых товаров к процентному изменению в доходе.

Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы

Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы - понятие , характеризующее интенсивность реакции спроса на изменение цены. Фирма определяет эластичность спроса для определения собственных маркетинговых усилий в краткосрочной и долгосрочной стратегии.

Эластичность точечная

Эластичность точечная - величина эластичности спроса или предложения для каждого значения цены, т.е. для каждой точки кривой спроса или кривой предложения.

Элемент времени в предложении

Элемент времени в предложении - принцип, который использовал А.Маршалл, когда исследовал три временных интервала: текущий, краткосрочный и долгосрочный периоды, каждый из которых по-разному влияет на рыночное равновесие. Текущий период характеризуется мгновенным равновесием, когда резкое изменение спроса в результате скачкообразного роста доходов населения или расширения рынка в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены. В текущий период кривая предложения остается вертикальной, поскольку производитель не имеет времени отреагировать увеличением производства. Краткосрочный период будет характеризоваться краткосрочным равновесием, при котором предложение будет выше, чем в текущий период. Такое увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. В то же время, увеличение предложения приведет к снижению цены. В краткосрочном периоде кривая предложения становится более пологой. Краткосрочное равновесие достигается на уровне, когда цена еще по-прежнему стимулирует дополнительное производство, увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования. Долгосрочный период предполагает, что к этому периоду уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого, и к дальнейшему снижению цены. Цена снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не стала прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В целом, цена оказалась несколько выше, чем раньше. Таким образом, можно сделать вывод, что если в текущем и краткосрочном периодах наблюдается резкое изменение цен, то в долгосрочном периоде - изменение в объеме. Если в первоначальный период был рост цен, то в дальнейшем - их падение при росте количества предлагаемого.

Элемент времени в спросе

Элемент времени в спросе - метод выявления эластичности спроса во времени. Классическим примером изменения эластичности спроса во времени является спрос на бензин, который в текущем периоде будет практически неэластичен, что выразится в покупке бензина по любой цене теми, кто находится в дороге в настоящий момент для того, чтобы только добраться домой. В краткосрочном периоде эластичность возрастет, что отразится в более частом использовании велосипеда или электрички. В долгосрочном периоде коэффициент эластичности может быть больше единицы, поскольку могут появиться альтернативные источники топлива для автомобилей, например, спирт.

Эффект акселератора

Эффект акселератора - показатель, используемый в государственном регулировании рыночной экономики. Принцип акселерации исходит из того, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Коэффициент акселерации (акселератор) характеризует изменение объема инвестиций, вызванное ростом или падением потребительских расходов. В практике регулирования российской экономикой принцип акселераций пока фактически не реализуется.

Эффект мультипликатора в рыночной системе

Эффект мультипликатора в рыночной системе - эффект, характеризуемый коэффициентом, выражающим связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода.

Эффект роста масштабов производства

Эффект роста масштабов производства - эффект, возникающий при такой организации производства, при которой долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции.

Эффективность общественного производства

Эффективность общественного производства - важнейший оценочный показатель результативности деятельности предприятий в целом. Показатель экономической эффективности выражается отношением результатов к затратам, а экономический эффект - разницей между результатами и затратами. Важнейшими показателями эффективности производства являются: производительность труда и трудоемкость, материалоотдача и материалоемкость; фондоотдача и фондоемкость. При исчислении экономической эффективности производства по затратам ресурсов используются стоимостные и натуральные показатели и их сочетания. Полная характеристика экономической эффективности связана с учетом не только затрат на производство конечного продукта, но и степени удовлетворения общественных потребностей (социальной эффективности). Имеется тесная связь между эффективностью общественного производства и финансово-кредитными ресурсами. С одной стороны, при снижении производственных затрат увеличиваются национальный и чистый доход, создаются предпосылки для роста потребления и накопления, а значит, и финансово-кредитных ресурсов. С другой стороны, правильное распределение финансовых и кредитных ресурсов, повышение материальной заинтересованости, коллективов объединений, предприятий в совершенствовании производства ведут к дальнейшему росту объема продукции и эффективности общественного производства. Основные пути повышения эффективности в современных условиях - снижение материалоемкости, повышение фондоотдачи, рост производительности труда на базе ускорения научно-технического прогресса.

Предыдущая страница Следующая страница