Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Таможенное дело. Толковый словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ - денежные средства, добровольно внесенные в республиканский бюджет и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (пункт 1 статьи 247 Таможенного кодекса (далее - ТмК) Республики Беларусь).

АВАРИЯ

АВАРИЯ - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 ТмК Республики Беларусь).

В случае аварии, препятствующей перевозке товаров, перевозчик обращается в таможенный орган, который устанавливает место, куда должны быть доставлены перевозимые товары. Если существует реальная угроза утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может самостоятельно принять решение о разгрузке или о перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения товаров, в том числе транспортного средства.

При аварии составляется акт об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, в котором указываются сведения о перевозчике, транспортном средстве, количестве и упаковке перевозимых товаров и других обстоятельствах аварии.

АВТОНОМНЫЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

АВТОНОМНЫЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН - применяемые в ряде стран пошлины на импортируемые товары, происходящие из стран, с которыми не заключены соглашения об установлении взаимных льготных ставок.

АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - таможенный тариф, который устанавливается правительством страны в одностороннем порядке актами внутреннего законодательства. Для автономного тарифа характерны более высокие ставки, в отличие от договорного тарифа.

АДВАЛОРНЫЕ

АДВАЛОРНЫЕ (СТОИМОСТНЫЕ) СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН вид ставок таможенных пошлин по методу их исчисления (статья 4 Закона Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII "О Таможенном тарифе"). При применении данного вида ставок таможенные пошлины исчисляются в процентах от таможенной стоимости (или иной основы исчисления).

А-КОНТО

А-КОНТО (от итал. a conto - в счет платежа) - экономический термин, обозначающий способ расчета между импортером и экспортером. Предварительный расчет импортера с экспортером за проданные товары в виде оплаты импортером счетов экспортера.

АКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТ ЛИЧНОГО ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

АКТ ЛИЧНОГО ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА - документ, в котором отражаются результаты личного таможенного досмотра. Форма данного акта, составляемого в двух экземплярах, содержится в приложении 5 к постановлению Государственного таможенного комитета (далее - ГТК) Республики Беларусь от 30.06.2007 N 72. Акт личного досмотра согласно статье 294 ТмК Республики Беларусь должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания.

Акт личного таможенного досмотра подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, лицом, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законным представителем, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого лица - и медицинским работником. Второй экземпляр акта личного таможенного досмотра подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законному представителю незамедлительно после его составления.

АКТ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

АКТ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА - документ, составляемый таможенными органами по результатам таможенного осмотра в двух экземплярах по форме, установленной приложением 3 к постановлению ГТК Республики Беларусь от 30.06.2007 N 72. Согласно пункту 7 статьи 293 ТмК Республики Беларусь в акте таможенного досмотра указываются:

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств;

3) результаты таможенного досмотра.

Второй экземпляр акта о проведении таможенного досмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.

АКТ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА

АКТ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА - документ, составляемый таможенными органами по результатам таможенного осмотра по форме, установленной приложением 3 к постановлению ГТК Республики Беларусь от 30.06.2007 N 72, если результаты этого таможенного осмотра могут понадобиться таможенным органам в дальнейшем. В соответствии с пунктом 5 статьи 292 ТмК Республики Беларусь второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств.

По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо поставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

АКТ О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ

АКТ О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ - на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке (далее - акт о рассмотрении жалобы) - документ, составляемый по желанию лица, обратившегося с жалобой на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, при обжаловании в упрощенном порядке. В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ТмК Республики Беларусь в акте о рассмотрении жалобы, форма которого установлена постановлением ГТК Республики Беларусь от 19.06.2007 N 53, указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.

В случае отказа в рассмотрении жалобы на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте о рассмотрении жалобы указываются причины отказа. Акт о рассмотрении жалобы подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

АКТ ОБ АВАРИИ, ДЕЙСТВИИ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ ИЛИ ИНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ ПО ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА

АКТ ОБ АВАРИИ, ДЕЙСТВИИ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ ИЛИ ИНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ ПО ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА (далее - акт об аварии) - документ, составляемый таможенными органами в случае аварии, действия непреодолимой силы или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита. Форма акта об аварии определена приложением 1 к Инструкции о порядке совершения таможенных операций при таможенной процедуре таможенного транзита, утвержденной постановлением ГТК Республики Беларусь от 29.06.2007 N 70.

АКТ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ

АКТ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ - документ, составляемый таможенными органами по результатам таможенного осмотра помещений и территорий и содержащий результаты такого осмотра. Акт таможенного осмотра помещений и территорий составляется в двух экземплярах по форме, установленной приложением 7 к постановлению ГТК Республики Беларусь от 30.06.2007 N 72. В соответствии с пунктом 7 статьи 296 ТмК Республики Беларусь второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.

АКЦИЗНАЯ МАРКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АКЦИЗНАЯ МАРКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - бланк строгой отчетности с определенными степенями защиты, предназначенный для маркировки произведенных в Республике Беларусь или ввозимых на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З, Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 и Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28.

АКЦИЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ РИСКОВ

АНАЛИЗ РИСКОВ - это систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для выявления рисков, причин и условий их возникновения (абзац второй пункта 2 Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 N 419). Статья 276 Таможенного кодекса Республики Беларусь устанавливает, что при определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками.

В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение рисков и управление ими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидным проявлением рисков являются контрабанда наркотиков, перевозка контрабандных грузов и др. С экономической точки зрения имеются значительные риски в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей и т.д.

АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР

АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР - товар, который классифицируется одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь и (или) полностью идентичен товару, который является или может стать объектом расследования, результатом которого может стать принятие специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, или в отсутствие такого товара другой товар, который, не будучи полностью идентичным, имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является или может стать объектом расследования (статья 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами").

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ - это объявление недействительной имеющейся у организации лицензии. Аннулирование лицензий, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, осуществляется на основании норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17. Лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа согласно пункту 34 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17, в следующих случаях:

1) при выдаче, продлении, внесении изменений (дополнений) в лицензию на основании недостоверных сведений;

2) лицензиат не обращался за лицензией в течение 6 месяцев с момента выдачи;

3) лицензиатом осуществлялась деятельность в области таможенного дела во время приостановления действия лицензии;

4) совершения лицензиатом грубого нарушения законодательства о лицензировании (в отношении деятельности в области таможенного дела перечень грубых нарушений установлен Положением о лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1355);

5) по решению суда:

- если было принято решение о выдаче, продлении, внесении изменений (дополнений) в лицензию на основании недостоверных сведений;

- если нарушение лицензиатом лицензионных требований или условий привело к причинению ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам, свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА

АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА - вид таможенных платежей в соответствии со статьей 242 ТмК Республики Беларусь, взимаемых по правилам, предусмотренным для взимания ввозных таможенных пошлин. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь (статья 9 Закона Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII "О Таможенном тарифе").

Антидемпинговая пошлина является одним из видов антидемпинговых мер и в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" вводится только на основании результатов расследования, если установлена причинно-следственная связь между демпинговым импортом товара и причинением материального ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или угрозой его причинения.

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ - меры по ограничению демпингового импорта товара, применяемые посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств со стороны экспортера этого товара в Республику Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами"). Антидемпинговые меры могут применяться только на основании результатов расследования, если установлено, что демпинговый импорт товара причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения. Антидемпинговые меры, как правило, применяются на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, или производителей (экспортеров) данного товара, или объединений таких производителей (экспортеров).

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА (таможенным органом) действие таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости - в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества (статья 54 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Согласно пункту 1 статьи 269 ТмК Республики Беларусь арест имущества является одним из способов обеспечения взыскания таможенных платежей. Инструкция о наложении ареста на имущество плательщика (иного обязанного лица) таможенными органами, учете, хранении, оценке и реализации арестованного имущества утверждена постановлением ГТК Республики Беларусь от 24.06.2004 N 52.

АТТЕСТАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АТТЕСТАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - форма определения квалификации, уровня знаний и соответствия занимаемым должностям должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь. Порядок проведения аттестации закреплен в Инструкции о порядке проведения аттестации должностных лиц таможенных органов, создания и деятельности аттестационных комиссий, утвержденной постановлением ГТК Республики Беларусь от 26.11.2008 N 99.

Основными задачами аттестации являются:

1) установление соответствия занимаемой должности;

2) выявление потенциальных способностей и возможностей для дальнейшего продвижения по службе;

3) определение необходимости повышения квалификации или переподготовки.

АТТЕСТАЦИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

АТТЕСТАЦИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению (статья 89 ТмК Республики Беларусь). Квалификационные требования к специалисту по таможенному оформлению, а также Положение о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 675.

Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого закреплен в Инструкции о порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, и выдачи квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, утвержденной постановлением ГТК Республики Беларусь от 20.06.2007 N 54. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

За выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению взимается соответствующий таможенный сбор, размер которого согласно Приложению 4 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443, составляет в эквиваленте 100 евро.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается.

Следующая страница