Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Краткий словарь экономиста
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - стоимостный экономический показатель, отражающий в денежном выражении суммарный объем продукции, произведенной за определенный период (месяц, квартал, год), без учета налога на добавленную стоимость. Включает стоимость готовой продукции, произведенной за отчетный период, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, выполненных по внешним заказам, изменение стоимости остатков полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) - экономический показатель, отражающий суммарную стоимость конечного продукта (товаров и услуг), созданного в стране за определенный период. ВВП не учитывает отклонений в доходах и расходах, возникающих при расчетах во внешнеэкономической деятельности.

ВАЛОВОЙ ДОХОД

ВАЛОВОЙ ДОХОД - совокупный результат деятельности предприятия, фирмы, который включает выручку от реализации продукции, ликвидационную стоимость выбывшего имущества, доходы от непромышленной хозяйственной деятельности.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - экономический показатель, отражающий рыночную стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. Дополнительно ВНП учитывает сальдо денежных доходов и расходов в международных торговых расчетах.

ВАЛОВОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

ВАЛОВОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ (ВОП) - стоимость годового объема продукции, произведенной в сфере материального производства.

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ - выход центрального банка на валютный рынок с целью укрепления или снижения курса национальной валюты путем купли-продажи иностранных денежных знаков.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - количество валютных или денежных единиц одной страны, необходимых для приобретения денежной единицы другой страны.

ВАРРАНТ

ВАРРАНТ - документ, подтверждающий факт приемки товара на хранение. Основание для продажи или залога товара.

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ - плановая сдача в эксплуатацию новых, реконструируемых и расширенных объектов капитального строительства с учетом их оснащения активными элементами основных производственных фондов и проведения предварительных испытаний с максимальной загрузкой вновь установленного парка основного технологического оборудования для сокращения сроков освоения новых производственных мощностей. Для оценки стоимости введенных основных производственных фондов используется коэффициент обновления. См. Коэффициент ввода или обновления основных производственных фондов.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - стоимостная оценка количества определенного товара, предоставленного для продажи по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами, это потенциальная выручка от реализации количества определенного товара, т.е. произведение количества определенного товара на цену.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА

ВЕЛИЧИНА СПРОСА - стоимостная оценка количества определенного товара, которое может быть приобретено покупателем по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами, это обеспечение предложения. Если величина спроса превышает величину предложения (произведение цены на количество товара), возникает дефицит данного товара. Превышение величины предложения отражает избыток определенного товара на рынке.

ВЕНЧУРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ВЕНЧУРНЫЕ ОПЕРАЦИИ - финансовые операции, осуществляемые с определенной степенью риска.

ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - малые предприятия наукоемких отраслей, специализирующихся на производстве продукции интеллектуального труда, т.е. на разработке и внедрении нововведений.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ РЫНКА

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ РЫНКА - экономическая ситуация на рынке, когда рост конкурентоспособности изделия одного товаропроизводителя оказывает непосредственное влияние на сокращение выручки другого товаропроизводителя, реализующего аналогичный товар.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - товары, частично или полностью удовлетворяющие аналогичные потребности покупателей в сравнении с базовыми изделиями. Влияют на сокращение выручки при реализации базового изделия.

ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ - варианты проекта, предусматривающие реализацию одной цели. К внедрению принимается наиболее эффективный вариант. См. Экономическая эффективность сравнительная.

ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - группировка исследований по направлениям маркетинговой деятельности: реклама, анализ рынков в отношении спроса, предложения, ценообразования, платежеспособности и т.д.; исследование реакции (интереса) потребителей на основной и новый товар, оценка потенциальных возможностей действующих рынков, сегментация, позицирование и т.д.

ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ

ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ - раздел бизнес-плана, в котором отражается весь перечень производимой продукции (услуг), которая будет предложена для реализации на рынке товаров. Каждая номенклатурная позиция сопровождается краткой аннотацией с указанием основных технико-экономических показателей продукции (услуг).

ВНЕДРЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В ПРОИЗВОДСТВО

ВНЕДРЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В ПРОИЗВОДСТВО - этап в жизненном цикле изделия, предусматривающий производство небольшого количества продукции для оценки реакции покупателя на потребительские свойства товара.

ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - сумма текущих затрат, не связанных непосредственно с процессом производства продукции, но включаемая в полную себестоимость продукции. Например, затраты на рекламу, сбыт продукции и т.п.

ВНУТРЕННИЙ КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

ВНУТРЕННИЙ КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ - ставка дисконтирования, при которой обеспечивается равенство между приведенной стоимостью будущих денежных потоков и общей суммой инвестиций, авансированных на проект.

ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ВНУТРИФИРМЕННОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ - разработка планов текущей работы и развития предприятия, предусматривающая обеспечение запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.

ВОЗМОЖНОСТИ ФИРМЫ

ВОЗМОЖНОСТИ ФИРМЫ - раздел бизнес-плана, отражающий основные направления производственной деятельности фирмы с указанием целей (объем производства и реализации, обеспечение выручки и прибыли, повышение доли продукции (услуг) фирмы на рынках) и плана организационно-технических мероприятий по их осуществлению.

ВОСПРОИЗВОДСТВО

ВОСПРОИЗВОДСТВО - непрерывное осуществление процесса производства материальных благ, которые по натурально-вещественному составу отражают произведенные за год средства производства и предметы потребления. Различают простое и расширенное воспроизводство.

ВРЕМЯ ОБОРОТА КАПИТАЛА

ВРЕМЯ ОБОРОТА КАПИТАЛА - период, в течение которого авансированный для производства прибавочной стоимости промышленный капитал проходит все стадии оборота (товарную, производительную, денежную). За единицу измерения и сравнения времени оборота принимается год.

ВСЕОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИИ

ВСЕОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИИ - таможенные льготы, которые предоставляются слаборазвитым и развивающимся странам.

ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, использование которых обеспечивает снижение трудоемкости единицы изделия и экономию по заработной плате (высвобождение живого труда) при увеличении амортизационных отчислений (прошлый труд). «Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается, и, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. С. 286).

ВХОД НА РЫНОК

ВХОД НА РЫНОК - условия, льготы и ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок.

ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА

ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА - оценка и выбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

ВЫБЫТИЕ ОБОРУДОВАНИЯ

ВЫБЫТИЕ ОБОРУДОВАНИЯ - списание с баланса предприятия физически изношенного и морально устаревшего оборудования.

ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ СТРАНЫ

ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ СТРАНЫ - авансирование денежных средств для организации бизнеса за рубежом. Цель - максимизация добавочной прибыли.

ВЫРАБОТКА

ВЫРАБОТКА - стоимость продукции, произведенной за определенный период, приходящаяся на одного работающего или одного рабочего из числа промышленно-производственного персонала.

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ - денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализацию продукции и оказание услуг.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ - результат рационального использования оборотных средств:

?ОС = РПпл (Дпл - Дф)/360 = РПпл(Оф - Опл)/ОплОф,

где РПпл - себестоимость реализованной продукции в планируемом периоде; Дпл, Дф - плановая и фактическая длительность одного оборота; Опл, Оф - плановое и фактическое количество оборотов.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ - результат спада производства, внедрения достижений научно-технического прогресса. См. Всеобщий закон роста производительности труда.

ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА

ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА - периодически организуемый показ достижений в различных отраслях экономики. Место, где заключаются торговые соглашения на приобретение рекламируемого товара. В коммерческом отношении наиболее эффективны узкоспециализированные выставки. Например, ярмарка радио- или телеаппаратуры, одежды, зерновых культур, кондитерских изделий и т.д.

ВЫХОД С РЫНКА

ВЫХОД С РЫНКА - рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкурентоспособности не может обеспечивать достаточной выручки в длительном периоде.

Предыдущая страница Следующая страница