Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛЕ"-"ЭФФ")
ЭЛЕКТРОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА - показатель, характеризующий уровень потребленной в производстве электроэнергии или электрической мощности в единиц рабочего времени. Вычисляют два показателя: коэффициент электровооруженности труда и коэффициент электровооруженности рабочих. Коэффициент электровооруженности труда определяется делением общей величины потребленной в производстве электрической энергии за период на среднесписочное число рабочих или отработанное ими время (в человеко-днях и человеко-часах). Коэффициент электровооруженности рабочих исчисляют делением суммарной мощности электродвигателей и электроаппаратов, обслуживающих производственный процесс, на число рабочих в наибольшей по численности занятых смене. |
ЭЛЕМЕНТ - составная часть чего-либо. |
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ - крупные составные части совокупных затрат: материальные затраты (сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, вспомогательные материалы, приобретаемое со стороны топливо, покупная энергия всех видов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. |
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА - определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов; отражают их социально-экономическую сущность. Охватывают следующие ее части: субъекты налога (налогоплательщиков), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единицу обложения (единицу измерения объекта налога), налоговую ставку (норму налогообложения) и налоговый оклад (сумму налога с одного объекта), налоговые льготы. |
ЭЛЕМЕНТЫ УБЫТОЧНОСТИ СТРАХОВОЙ СУММЫ - математические показатели, характеризующие влияние тех или других факторов на величину убыточности страховой суммы. |
1. устранение из рассмотрения 2. отбрасывание не существенных деталей, подробностей. |
ЭЛИМИНАЦИЯ КОЛЕБАНИЙ ЦЕН - устранение колебания цен на товары. |
ЭЛИМИНИРОВАНИЕ - исключение из рассмотрения (расчета, анализа) признаков (переменных факторов), не связанных с изучаемым явлением (процессом). |
ЭЛИТА - наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п. |
1. освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков 2. объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. |
1. запрещение государственной властью ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров, ценных бумаг 2. запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, а также задержание судов, грузов и предметов вооружения, принадлежащих другому государству; применяется, как акт репрессалий. |
ЭМБЛЕМА - условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, лишь указывает на него. |
ЭМБОССИНГ, ЭМБОССИРОВАНИЕ - механическое выдавливание на пластиковой карточке ее номера, фамилии или имени ее держателя либо логотипа компании. |
ЭМИГРАНТ - лицо, выселившееся из своей страны в другую по тем или иным причинам (экономическим, политическим, религиозным и др.). |
1. переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными и пр.) 2. совокупность эмигрантов, проживающих в какой-либо стране. |
ЭМИССИЯ - выпуск в обращение денежных знаков во всех формах и ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг может быть частной (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями) и государственной (выпуск облигаций государственных займов). |
ЭМИССИЯ АКЦИЙ, БОНУСНАЯ - выпуск новых акций для бесплатного пропорционального распределения между акционерами (так называемая капитализация прибыли или резервов). |
ЭМИССИЯ ДЕНЕГ - выпуск в обращение денежных знаков во всех формах, ведет к увеличению денежной массы в обороте. |
ЭМИССИЯ, КАЗНАЧЕЙСКАЯ - выпуск в обращение казначейских билетов и государственных ценных бумаг, осуществляемый казначейством или другими государственными финансовыми органами в целях покрытия бюджетного дефицита. |
ЭМИССИЯ, КОНВЕРСИОННАЯ - новая эмиссия облигаций, осуществляемая в момент окончания срока действия ранее эмитированных облигаций того же заемщика. Предложение вновь эмитированных облигаций осуществляется таким образом, чтобы заинтересовать инвесторов в проведении обмена старых облигаций на вновь эмитированные, а не в изъятии средств. |
ЭМИССИЯ, КОНТИНГЕНТИРОВАННАЯ - выпуск кредитных билетов или бумажных денег, ограничиваемый известными пределами или условиями (например, требованием золотого обеспечения). |
ЭМИССИЯ, МНОГОВАЛЮТНАЯ - займ или эмиссия облигаций, связанные с несколькими валютами. При этом эмиссия может быть осуществлена в одной определенной валюте, а погашение долга - в нескольких валютах. |
ЭМИССИЯ, НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ - действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг. |
ЭМИССИЯ ПРАВ - предложение акционерам компании о приобретении акций нового выпуска, которое дает им возможность сохранить на прежнем уровне свои доли в общем капитале; нереализованные акции затем предлагаются всем желающим. |
ЭМИССИЯ РОЗОВОЙ ФОРМЫ - гибрид публичной эмиссии акций и размещения новых ценных бумаг среди существующих акционеров в Великобритании. |
ЭМИССИЯ, ТЕКУЩАЯ - последняя эмиссия правительственных ценных бумаг, выпущенных рынком, в том числе через аукцион. |
ЭМИССИЯ, ФИДУЦИАРНАЯ - банкнотная эмиссия, не обеспеченная металлическим запасом эмиссионного банка. |
ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - выпуск в обращение акций, облигаций и других долговых обязательств, осуществляемый торгово-промышленными компаниями, кредитными учреждениями и государством. Открытая Э.ц.б. - размещение ценных бумаг среди всех желающих. Закрытая Э.ц.б. - размещение ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов. Э.ц.б. включает - принятие решения о выпуске ценной бумаги, ее регистрацию, разработку проспекта эмиссии, его регистрацию, опубликование (при открытой Э.ц.б.), продажу ценной бумаги первым инвесторам (выпуск), регистрацию отчета о результатах эмиссии. |
ЭМИТЕНТ - государство, предприятие, учреждение, организация, выпускающие в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы. |
ЭМИТЕНТ БЕЗДОКУМЕНТАРНОГО ВЕКСЕЛЯ - см. ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЬ БЕЗДОКУМЕНТАРНОГО ВЕКСЕЛЯ. |
ЭМИТЕНТ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской федерации, имеющее права заказчика на строительство жилья, отведенный в установленном порядке земельный участок под жилищное строительство и проектную документацию на строительство жилья, являющегося объектом привлечения средств, а также юридическое лицо, которому в установленном порядке переданы все указанные права, осуществившее выпуск жилищных сертификатов и несущее обязательства по ним перед собственниками жилищных сертификатов. |
ЭМИТЕНТ ЦЕННОЙ БУМАГИ - лицо, осуществившее выпуск ценных бумаг и несущее обязательства по этим ценным бумагам. |
ЭМИТИРОВАТЬ - выпускать в обращение деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), производить эмиссию. |
ЭМФИТЕВЗИС - в римском праве и праве ряда государств это особый вид наследственного долгосрочного пользования чужой землей, включающий, в частности, право арендатора возводить на арендуемой земле сооружения, собирать урожай, передавать участок по наследству, право залога и, с определенными условиями, его дарения и продажи. Держатель участка обязан ежегодно платить собственнику заранее установленную арендную плату, вносить государственные налоги. |
ЭНГЕЛЬ (ENGEL), Эрнст (1821-1896) - прусский статистик, обнаруживший закономерности в поведении потребителей, связанные с размером получаемого ими дохода (эти закономерности называются также "качественными схемами поведения"). Схемы Энгеля послужили основой для построения модели "доходы-расходы" Д.М.Кейнса и построения функций потребления и сбережения. |
ЭНГЕЛЬС (ENGELS), Фридрих (1820-1895) - немецкий историк, философ, один из основоположников марксизма. Редактор и составитель (фактически соавтор) второго и третьего томов "Капитала". Энгельс был первым крупным комментатором и защитником экономической теории Маркса в полемике с Прудоном, Зомбартом, Лориа и другими, развернувшейся после выхода в свет второго и третьего томов "Капитала". Ему же принадлежит и дальнейшее развитие экономического учения марксизма на базе фактических данных 80-х начала 90-х гг. |
ЭНДОГЕННОСТЬ - комплекс внутренних факторов среды, существенно влияющих на эволюцию явлений, производственно-техническую, коммерческую и другие хозяйственные структуры. Э. характерна для научно-технического прогресса. |
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА - показатель, характеризующий вооруженность труда всеми видами энергии. Используют потенциальный и фактический коэффициент Э.т. Потенциальный коэффициент Э.т. определяют делением мощности всех двигателей машин и механизмов, а также электроаппаратов, обслуживающих производственный процесс, на общую численность рабочих. Фактический коэффициент Э.т. показывает количество потребленной в производстве механической и электрической энергии в среднем на одного рабочего или на один отработанный человеко-час (человеко-день). |
ЭНТРОПИЯ - в теории управления это мера неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях. Э. по знаку противоположна объему информации. |
ЭНТУЗИАЗМ - сильное воодушевление, душевный подъем, увлечение. |
ЭНТУЗИАСТ - человек, горячо преданный делу, отдающий ему все силы, работающий с энтузиазмом. |
ЭРГОНОМИКА - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения Э. довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. |
ЭРЕ - разменная монета датской кроны, норвежской кроны, шведской кроны. |
ЭРЗАЦ - неполноценный заменитель; то же, что суррогат. |
ЭРРОУ (ARROW), Кеннет Джозеф (род. 1921) - американский экономист, автор трудов в области экономики научно-технического прогресса, организации и управления производством, общей теории экономического равновесия и аппарата производственных функций. Наибольшую известность Эрроу принесли работы в области эконометрии. Совместно с американским экономистом Ж.Дебрё разработал теорему и модель конкурентного экономического равновесия. В теореме доказывается, что при равенстве спроса и предложения на рынке установление экономического равновесия в принципе возможно. Модель Эрроу-Дебрё включает несколько участников - контрагентов производства (фирм-производителей и потребителей), действующих в условиях совершенной конкуренции и не оказывающих влияния на уровень цен товаров. Контрагенты производства преследуют различные цели (для фирм-производителей этой целью выступает получение прибыли, для потребителей - удовлетворение потребностей), которые они реализуют при заданных ограничениях (технологический способ производства, размер потребительского бюджета и др.). Нобелевская премия по экономике 1972 г. (совместно с Дж.Хиксом). |
ЭРХАРД (ERHARD), Людвиг (1897-1977) - немецкий экономист, государственный и политический деятель. В 1945-46 гг. министр экономики земли Бавария, в 1949-63 гг. - министр экономики Германии. С 1967 г. почетный председатель Христианско-Демократического Союза. В области экономической теории Эрхард - представитель западногерманского неолиберализма. Один из создателей концепции социального рыночного хозяйства, положенной в основу экономической программы блока ХДС/ХСС. |
ЭСКРОУ - депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения известного условия. |
1. старинная золотая монета Португалии, Испании, стран Латинской Америки 2. денежная единица Португалии, равная 100 сентаво. |
ЭСТЕТИКА - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. |
ЭСТЕТИКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ - теория художественного конструирования, дизайна. |
ЭСТОППЕЛЬ - принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на некоторые факты в обоснование своих притязаний. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., государство может утратить право ссылаться на основание недействительности, прекращение или приостановления международного договора. Э. применяется в национальных правовых системах, например в английской, наиболее распространены следующие его формы: лишение права возражения по соглашению сторон, то есть стороны договариваются не ссылаться на определенные факты; лишение стороны права возражения по причине ее предшествующего поведения; в силу состоявшегося ранее судебного решения; в силу признания фактов, зафиксированных в публичных актах, или вследствие утверждений, содержащихся в материалах судебного процесса и др. |
1. образцовая мера (или измерительный прибор), служащая для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью 2. мерило, образец для сравнения с чем-либо. |
ЭТАЛОН ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИНЫ - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины. |
ЭТАЛОН ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИНЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории РФ. |
ЭТАПЫ - отдельные стадии какого-либо процесса. |
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА - временные этапы периода продажи товара на рынке. Включают: этап выведения на рынок - распространение товара и поступление его в продажу; этап зрелости - наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара; этап роста - рост продаж новинки в период, когда примеру продолжающих покупать ее ранних последователей начинают следовать обычные потребители; этап упадка - наступающее в итоге падение сбыта товара, после того как он преодолел этапы выведения на рынок, роста и зрелости. |
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОДАЖИ, ОСНОВНЫЕ - это: отыскание и оценка потенциальных покупателей; предварительная подготовка к визиту; подход к клиенту; презентация и демонстрация товара; преодоление возражений; заключение сделки; доведение до конца работ по сделке и проверка результатов. |
ЭТАТИЗМ - понятие политической науки, означающее активное участие государства в экономической жизни общества. |
ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ - вид этики, который затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, но и сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. В фокусе внимания Д.э. - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. |
ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ - система норм нравственного поведения руководителя. Э.р. заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с общегуманистическими, нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между коллективами. |
ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения где-либо. |
ЭТИКЕТКА - ярлык на чем-либо с указанием названия, цены и т.д. |
ЭТИКЕТ-ПИСТОЛЕТ - приспособление для изготовления и закрепления на товаре этикеток, обычно самоклеющихся. |
1. действие, результат чего-либо 2. впечатление, производимое на кого-либо, кем-либо. |
ЭФФЕКТ, АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ - экономическая выгода от территориальной концентрации производств и других экономических объектов в относительно близких друг от друга пунктах. Например, сосредоточение в одном районе предприятий, пользующихся услугами высокопроизводительного "центролита", сокращает издержки на изготовление литых заготовок, на транспортировку и т.д. |
ЭФФЕКТ БЛИЗОРУКОСТИ - стремление принимать решения, которые дают быструю отдачу, но в будущем грозят значительными издержками, и нежелание принимать решения, которые в настоящем приносят значительные издержки, но в будущем сулят гораздо большие выгоды. |
ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА - так называемый феномен "демонстративного потребления", рассмотренный Т.Вебленом в его работе "Теория праздного класса" (1899): когда цена товара падает, некоторые потребители считают, что это говорит о падении его качестве или утере им "исключительности" в глазах общества, и соответственно прекращают его покупать, и наоборот: рост цены ведет к увеличению покупок. Э.В. показывает, что в определенных условиях цена товара может служить для потребителя показателем его "престижности". |
Э.В. имеет дело с переоценкой капитала в результате того, что изменение нормы инвестиций приводит к изменению ставки заработной платы и нормы процента. Падение нормы процента имеет тенденцию увеличивать ценность капитала в большей степени, чем увеличивается его физический запас, в результате чего и происходит переоценка всего ранее существовавшего капитала. Э.В. относится к области анализа равновесных состояний и не распространяется на динамические процессы отдельных экономических агентов. Этот эффект сформулирован в первом тоне "Лекций по политической экономии" К.Викселля (1901). |
ЭФФЕКТ ВИНТИДЖ - эффект, характеризующийся повышением эффективности различных поколений техники. |
ЭФФЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - разность между затратами на отечественное производство необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, и затратами на производство экспортных товаров. |
ЭФФЕКТ ВНЕШНИЙ - эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. |
ЭФФЕКТ ВОЗДУШНОГО ШАРА - термин, используемый для характеристики последовательного выпуска облигаций, у которых в первые годы действия предусматриваются к погашению меньшие доли основной суммы долга, а в последующие годы - большие доли основной суммы долга подлежат погашению. |
ЭФФЕКТ ВОЗРАСТА - снижение эффективности единицы производственных ресурсов в связи с возрастом. |
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ - повышение процентных ставок и последующее сокращение намеченного чистого объема инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов федерального правительства на денежном рынке. |
ЭФФЕКТ ГАРМОШКИ - эффект, суть которого заключается в том, что длина периода производства сокращается во время экономического подъема и увеличивается во время спада. Это происходит из-за того, что падение реальной заработной платы в условиях экономического подъема приводит к изменению относительной прибыльности различных методов производства в пользу более коротких методов. И наоборот, в период экономического спада растущий уровень реальной заработной платы вызывает оживление инвестирования в "углубление капитала" - возникает тенденция использовать машины с более длительным сроком службы - и в определенный момент это начинает компенсировать снижение инвестиций, связанное с падением производства. Данный эффект рассмотрен Хайеком Ф.А. в работе "Эффект Рикардо" (1942). Название "эффект гармошки" было предложено впоследствии Н.Калдором. |
ЭФФЕКТ ГЕРШЕНКРОНА - смещение результатов сопоставлений, особенно при использовании метода Гири-Камиса, в сторону стран с отличной от средней по странам структурой цен. Является результатом использования непрезентативных товаров-представителей и влияния весов стран с наибольшей долей потребления того или иного продукта. |
ЭФФЕКТ ГИФФЕНА - величина, характеризующая ситуацию, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар. Низкокачественные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления, на них приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов, называются товаром Гиффена. Английский экономист Р.Гиффен (1837-1910) описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. |
ЭФФЕКТ, ДАРОВОЙ - прибыль, получаемая банками от размещения "бесплатных" ресурсов клиентов. |
ЭФФЕКТ ДЕМОНСТРАЦИИ - взаимовлияние потребительских предпочтений, быстрое распространение новой моды и новых товаров. |
ЭФФЕКТ ДЖЕЙ-КРИВОЙ - ситуация, при которой в результате понижения обменного курса национальной валюты номинальный баланс счетов внешнеторговых операций страны сначала изменяется в направлении дефицита, а затем - в направлении образования излишка. |
ЭФФЕКТ ДОХОДА - воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход (покупательную способность) потребителя и соответственно на количество продукта, которое потребитель купит, приняв (или не приняв) в расчет эффект замещения. |
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ - изменение величины спроса на товар как результат изменения его цены по отношению к ценам других товаров. |
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ ХИКСА - эффект увеличения спроса на товар из-за сдвигов в системе цен на него при неизменном уровне доходов потребителей. Данный эффект рассмотрен Дж.Хиксом в его работе "Стоимость и капитал" (1939). Частным случаем Э.з.Х. является "парадокс Гиффена". |
ЭФФЕКТ ЗАТРАТ, ПРЕДЕЛЬНЫЙ - дополнительный экономический эффект, вызываемый дополнительной затратой единицы ресурса при неизменной величине остальных. Показатель предельного эффекта в оптимизационных задачах вводится для нахождения оптимального объема производства при заданных ресурсах. |
ЭФФЕКТ КЕЙНСА - ситуация, при которой снижение заработной платы стимулирует занятость. Такая ситуация возникает в случае, если имеет место падение нормы процента по отношению к предельной эффективности капитала в ответ на сокращение спроса на деньги и более низкий уровень дохода. На практике Кейнс предупреждал, что сокращение заработной платы связано со значительными социальными трудностями, и рекомендовал стремится к сокращению безработицы и расширению эффективного спроса через банковскую и бюджетную политику. |
ЭФФЕКТ КИНГА - ситуация на рынке, когда цены на товар колеблются в большей степени, чем объем выпуска этого товара. Данный эффект может проявляться в отношении сырья, которое является объектом международной сделки, а также в области сельскохозяйственного производства. В частности английский экономист XVII в. Грегори Кинг описал это явление на основе наблюдения за колебаниями цен в зависимости от урожая зерновых культур. |
ЭФФЕКТ, КУМУЛЯТИВНЫЙ - экономический, финансовый эффект, достигаемый за счет постепенного накопления, сосредоточения факторов и последующего их "взрывного" действия. |
ЭФФЕКТ МАСШТАБА - эффект, возникающий при такой организации производства, при которой долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции. |
ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ВОЗРАСТАЮЩИЙ - рост экономической эффективности при увеличении масштабов хозяйственной деятельности. |
ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - снижение экономической эффективности при увеличении масштабов хозяйственной деятельности. |
ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ПОСТОЯННЫЙ - ситуация, при которой величина долгосрочных средних издержек не зависит от объема производства. |
ЭФФЕКТ, МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ - изменение уровня равновесия национального дохода в степени большей, чем вызвавшее его изменение исходного уровня автономных затрат. |
ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА - эффект, при котором приращение инвестиций в одной из отраслей промышленности вызывает приращение потребления и дохода в сопряженных с нею отраслях. В итоге происходит изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в расходах. При этом мультипликатором считается силовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста национального продукта, дохода или денежного обращения превышает первоначальную, инициирующую изменение, сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в кредитно-финансовые институты. |
ЭФФЕКТ НЕВИДИМОЙ НОГИ - эффект, заключающийся в том, что при возможности свободного перемещения в стране люди "голосуют ногами", устремляясь в те ее регионы, где условия, создаваемые местными властями (доходы и налоги), более благоприятны. Э."н.н." позволяет обеспечить качественное территориальное распределение трудовых ресурсов. |
ЭФФЕКТ, НЕПРЕДВИДЕННЫЙ - изменение стоимости активов вследствие изменения долгосрочной ставки процента. |
ЭФФЕКТ ПИГУ - неоклассическая концепция, утверждающая, что определенное снижение зарплаты и цен всегда будет стимулировать потребление, увеличивая ликвидность экономики и стимулируя инвестиции благодаря снижению процента, и продвигая тем самым систему к равновесию при полной занятости. Э.П. называют иногда эффектом воздействия богатства на доход, то есть когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего ликвидного богатства" к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление. Э.П. сформулирован в работе А.Пигу "Теория благосостояния" (1933). |
ЭФФЕКТ ПРОИЗВОДСТВА - конечный итог, полезный результат производственной деятельности, характеризуемый, прежде всего, объемом материальных благ, качество и ассортимент которых соответствуют потребностям общества. Различают экономический и социальный Э.п. |
ЭФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ - повышение (снижение) уровня цен ведет к повышению (снижению) спроса на деньги, повышает (снижает) процентные ставки и в результате, сокращает (увеличивает) общий объем расходов в стране. |
ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОГО БОГАТСТВА - уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводящее к сокращению автономного потребления. Одним из измерителей Э.р.б. является наличие устойчивой свободно конвертируемой валюты - национальной денежной единицы. |
ЭФФЕКТ РИКАРДО - см. "ЭФФЕКТ ГАРМОШКИ". |
ЭФФЕКТ РЫЧАГА - выражение, обозначающее воздействие уровня задолженности на уровень прибыльности собственного капитала банка. Э.р. срабатывает только в том случае, если доходность осуществленных банковских операций превышает стоимость заемного капитала, который является частью финансовых ресурсов банка. |
ЭФФЕКТ СИМПАТИИ - желание обследуемого при ответах пойти навстречу обследователю. |
ЭФФЕКТ СНОБИЗМА - потребление, побуждаемое стремлением возвыситься над другими. |
ЭФФЕКТ СТАДНОСТИ - потребление, побуждаемое стремлением не отставать от других. |
ЭФФЕКТ ТАНЗИ-ОЛИВЕРА - ситуация, когда инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему. Этот эффект получил название "эффект Танзи-Оливера", по имени латиноамериканских экономистов, обративших внимание на это явление в 70-х годах XX века. |
ЭФФЕКТ УВЛЕЧЕНИЯ - категория, применяемая в теории экономики доминирования Ф.Перру. Она обозначает способность "отраслей-моторов" (которые развиваются быстрее, чем вся экономика) повышать масштабы и темпы экономического роста и модифицировать структуру всей национальной экономики. Э."у." присущ не только отраслям промышленности, но и инвестициям в научные исследования. При этом практическая максимизация планом всей продукции может достигаться с помощью стимулирования увлекающих отраслей, которые уже существуют, или созданием новых. |
ЭФФЕКТ ФИШЕРА - утверждение о том, что номинальная процентная ставка должна примерно равняться реальной процентной ставке, скорректированной с учетом ожидаемой инфляции. |
ЭФФЕКТ ХОТОРНА - условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к исследуемому вопросу приводит к искаженному, слишком благоприятному результату эксперимента. |
ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА - тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса; тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса. |
ЭФФЕКТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - способность приносить эффект, оказывать действие. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ - ситуация, в которой при существующем уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ - в общем смысле это соотношение затрат и доходов внешнеторговой деятельности. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ, ВАЛЮТНАЯ - отношение валютной выручки, полученной внешнеторговой организацией, к ее затратам. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИМПОРТА, БЮДЖЕТНАЯ - отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВО - результат сопоставлений распределенных во времени отдач от инвестирования с суммами инвестиций. Измеряется: 1) сроком окупаемости затрат 2) внутренней нормой доходности - расчетной ставки процента, при которой капиталовложения являются окупаемой операцией 3) рентабельностью. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ ЛЕРНЕРА, ПРЕДЕЛЬНАЯ - категория, выведенная А.Лернером для описания управления нормой инвестиций в экономике. По Лернеру фирма сравнивает отношение стоимости предельного продукта капитала к цене последнего с нормой процента по займу, который необходимо взять, чтобы этот капитал купить. Но если вся сумма капитала в экономике в целом увеличивается путем инвестиций, понятие предельного продукта капитала теряет определенность. Предельный продукт капитала - это статическое микроэкономическое понятие, применимое лишь в том случае, если чистые инвестиции равны нулю. Если чистые инвестиции положительны, отношение стоимости предельного продукта капитала к цене капитала будет превышать денежную норму процента, а инвестиции в единицу времени - уравнивать предельную эффективность инвестиций и норму процента. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ - категория, характеризуемая системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам участников инвестиционного проекта. Различаются следующие показатели Э.и.п.: показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета. При оценке Э.и.п. соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к фиксированному моменту. Решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом всех критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели эффективности и учитываются при принятии решения о реализации или о государственной поддержке проекта. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, АБСОЛЮТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - отношение прироста национального дохода (чистой продукции) к обусловившим этот прирост капитальным вложениям в основные производственные фонды или к приросту основных производственных фондов. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - эффективность, оцениваемая минимумом приведенных затрат (C + E · K)n, где C - текущие затраты, K - капитальные вложения, E - норматив эффективности по каждому варианту капитальных вложений, n - количество лет в периоде приведения. Причем с помощью коэффициента дисконтирования все затраты (текущие и капитальные) должны быть приведены к единому моменту времени. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - соотношение затрат инвестора на расширенное воспроизводство основных фондов и получаемых от этого результатов. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ - результат использования средств, предоставленных в кредит, в воспроизводственном процессе. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - показатель, характеризующий качество работы логистической системы при заданном уровне логистических издержек. С системотехнической точки зрения Э.л.с. как массового обслуживания системы характеризуется вероятностью успеха выполнения логистических операций при заданном критерии оптимальности и изменяется в пределах от нуля до единицы. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, Э.л.с. определяется, в первую очередь, двумя показателями - качеством обслуживания и ценой обслуживания. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - отношение полезного результата, полученного при использовании средств и предметов труда, к затратам. Отражает качественный итог использования материальных ресурсов. Уровень Э.м.р. характеризуют две группы показателей. Одна из них выражает соотношение расходов материальных ресурсов и произведенной продукции, вторая - соотношение продукции и примененных средств производства. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - экономическая категория, характеризующая результативность производства в сопоставлении с производственными ресурсами и общественными потребностями. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ - рыночная стоимость произведенных выходов, деленная на общую величину затрат организации на израсходованные входы. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - важнейший оценочный показатель результативности деятельности предприятий, представляющий собой сопоставление результатов этой деятельности. Э.э.п. - это отношение результатов к затратам, а экономический эффект - разница между результатами и затратами. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - результативность промышленного производства, которая характеризуется системой показателей, включающей частные показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов (живого труда, средств труда и предметов труда) и общие показатели эффективности использования нескольких видов ресурсов. Показатели Э.п.п. рассчитываются на основе сопоставления эффекта (результата) производства с авансированными ресурсами или текущими их затратами, связанными с получением этого эффекта. Показателями эффекта служат выпущенная продукция или прибыль (балансовая или от реализации промышленной продукции). Показателями размера авансированных ресурсов овеществленного труда являются основные, оборотные или все производственные фонды в денежном выражении. Показателями текущих затрат отдельных видов ресурсов выступают затраты живого труда (в единиц рабочего времени или численность работников), затраты средств труда (амортизация основных производственных фондов) и затраты предметов труда (сырья, материалов, топлива и энергии в денежном выражении). Эффективность использования авансированных ресурсов характеризуют показатели отдачи единиц ресурсов: фондоотдача, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, рентабельность производственных фондов и др. Частные показатели эффективности затрат отдельных видов ресурсов - производительность живого труда или трудоемкость продукции, материалоемкость или материалоотдача, размер амортизации, приходящийся на 1 р. полученного эффекта (амортизациоемкостъ). Обобщающие показатели эффективности текущих затрат - затратоемкость единиц эффекта или затратоотдача. При необходимости соизмерения текущих затрат с размерами авансированных ресурсов используют приведенные затраты, включающие текущие издержки производства, и приведенные к одному периоду (с помощью нормативной коэффициент эффективности капитальных вложений) размеры наличных основных и оборотных производственных фондов. В сводных расчетах возможно и выражение авансированных ресурсов овеществленного труда в трудовых единиц на основе данных матриц полных затрат труда межотраслевых балансов. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ, КОММУНИКАТИВНАЯ - показатель, дающий информацию о том, сколь эффективную связь рекламодателя с потребителем обеспечивает конкретное рекламное объявление. До размещения объявления рекламодатель может провести опрос потребителей на тему, нравится ли им предполагаемое объявление и выделяется ли это обращение из ряда прочих. После размещения объявления рекламодатель может провести замеры припоминаемости рекламы потребителями или ее узнаваемости как виденной ранее. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ, ТОРГОВАЯ - показатель, дающий информацию о том, какова доля рекламного фактора в общем объеме продаж данного товара. Одним из способов замера Т.э.р. является сравнение прироста объемов продаж с расходами на рекламу за нынешний и предыдущий периоды. Практикуется также разработка экспериментальных рекламных программ. В трех-четырех однотипных территориях сбыта устанавливаются различные уровни расходов на рекламу. В конце эксперимента подсчитывается какого объема дополнительных продаж удалось добиться на том или ином уровне расходов на рекламу. Выявляется характер зависимости и оптимальный уровень расходов на рекламу. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА, СОЦИАЛЬНАЯ - система статистических показателей, отражающих: 1) уровень удовлетворения покупательского спроса на потребительском рынке 2) время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров 3) уровень сервиса в торговле (качество торгового обслуживания покупателей). |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - некое технологическое правило, которое соблюдается, если факторы производства задействованы таким образом, что любое дополнительное улучшение благосостояния одного человека (фирмы) обязательно означает ухудшение благосостояния другого человека (фирмы). |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - результативность финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в сельском хозяйстве, способность обеспечивать достижение высоких показателей производительности, экономичности, доходности, качества продукции. Критерием Э.с.п. является максимальное получение сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда. Э.с.п. измеряется с помощью системы показателей: производительность труда, фондоотдача, себестоимость, рентабельность, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных и др. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - категория, выражающая достижение строительными и монтажными организациями наибольшего результата производства при минимизации затрат материальных и трудовых ресурсов. Показателями Э.э.с.п. могут служить чистая продукция, затраты на 1 рубль строительных и монтажных работ, прибыль. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТОРГОВО-ОПЕРАЦИОННАЯ - вероятность совершения обмена в заданном объеме посредством возможно меньшего числа сделок. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА - важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА, БЮДЖЕТНАЯ - отношение экспортной стоимости товара к его стоимости во внутренних открытых ценах с учетом доставки этой продукции до границы в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю. |
ЭФФЕКТИВНЫЙ - дающий определенный эффект, действенный. |