Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Большой экономический словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАБЛОН

ШАБЛОН - общеизвестный образец для подражания.

ШАГ АУКЦИОНА

ШАГ АУКЦИОНА - интервал, в пределах которого увеличивается объявляемая аукционистом, ведущим торги, цена продаваемого объекта. Ш.а. оглашается перед началом торгов одновременно и краткой характеристикой и начальной ценой этого объекта. Это позволяет ориентироваться покупателям: услышав объявленную аукционистом цену, они могут сами определить, какой будет следующая цена.

ШАНС

ШАНС - вероятность, возможность успеха, удачи, осуществления чего-либо.

ШАНТАЖ

ШАНТАЖ - преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться какой-либо выгоды.

ШАНТАЖ, ЗЕЛЕНЫЙ

1. покупка акций компании, которая будет объектом попытки поглощения, с целью вынудить ее выкупить свои акции по высокой цене

2. выкуп компанией своих акций по повышенной цене у фирмы, скупившей значительный пакет ее акций и угрожающей поглощением.

ШАР, ВОЗДУШНЫЙ

1. вид займа, по условиям которого последний платеж в его погашение значительно больше предыдущих

2. характеристика последовательного выпуска облигаций, у которых в первые годы действия предусматриваются к погашению меньшие доли основной суммы долга, а в последующие годы - большие доли.

ШАРП (SHARPE), УИЛЬЯМ (РОД. 1934)

ШАРП (SHARPE), Уильям (род. 1934) - американский экономист. Внес вклад в разработку модели ценообразования активов корпорации. Лауреат Нобелевской премии 1990 г. (совместно с Г.Марковичем и М.Миллером) "За работу в области теории финансов". Шарп известен своими исследованиями в области ценообразования на опционы, децентрализованного распределения инвестиций, а также по проблемам равновесия на рынках капиталов. Основные работы: "Теория портфеля и рынки капитала", "Основы инвестиций".

ШАТАЛИН, СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ (1934-1997)

ШАТАЛИН, Станислав Сергеевич (1934-1997) - советский экономист, академик АН СССР (ныне РАН) с 1987 г. Основные труды в области экономико-математического моделирования и оптимального планирования, методов межотраслевого баланса, социально-экономических проблем интенсификации общественного производства. Один из основных участников разработки теории оптимального функционирования социалистической экономики.

ШЕДУЛА

ШЕДУЛА - разряды, на которые разделяются источники доходов при обложении их подоходным налогом.

ШЕКЕЛЬ

ШЕКЕЛЬ - денежная единица Израиля, делиться на 100 агорот. Введена в 1980 г. вместо израильского фунта.

ШЕЛЬФ

ШЕЛЬФ - прибрежная мелководная морская или океаническая зона с глубинами до 200 метров.

ШЕЛЬФ, КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ

ШЕЛЬФ, КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ - поверхность и недра морского дня подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории.

ШЕРБЮЛЬЕ (CHERBULIER), АНТУАН ЭЛИЗЕ (1797-1869)

ШЕРБЮЛЬЕ (CHERBULIER), Антуан Элизе (1797-1869) - швейцарский экономист, автор книги "Богатый или бедный" (1940). Шербюлье противопоставлял переменный капитал постоянному, хотя и рассматривал первый только в вещественной форме "фонда жизненных средств", то есть в форме той потребительной стоимости, в которую переменный капитал превращается в руках работника. Шербюлье выявил зависимость нормы прибыли от органического строения капитала, ее выравнивание пропорционально примененному капиталу. Разделяя взгляды Дж.Милля, Шербюлье считал, что налоги могут быть заменены земельной рентой, присваиваемой государством в целях более справедливого распределения социальных благ. Отсюда Шербюлье делал вывод о замене частной собственности на землю государственной арендой.

ШЕФ

ШЕФ - начальник, глава предприятия, учреждения.

ШЕФМОНТАЖ

ШЕФМОНТАЖ - составляющая инжиниринговых услуг. В контрактной практике различных стран отсутствует единое толкование данного термина, особенно в аспекте объема работ, подлежащих выполнению. В узком смысле Ш. - техническое руководство специалистов поставщика при выполнении монтажных работ специалистами заказчика. В широком смысле Ш. - организационно-техническое руководство и надзор со стороны специалистов поставщика за выполнением специалистами заказчика работ по распаковке оборудования до ввода в эксплуатацию и достижения гарантийных показателей; проведение консультаций и обучение специалистов заказчика.

ШЕФФЛЕ (SCHAFFLE), АЛЬБЕРТ ЭБЕРХАРД ФРИДРИХ (1831-1903)

ШЕФФЛЕ (SCHAFFLE), Альберт Эберхард Фридрих (1831-1903) - немецкий и австрийский экономист и социолог. Стоял на позициях соединения взглядов исторической и австрийской школ. В работе "Сущность социализма" (1906) Шеффле рассматривал роль коллективной собственности в процессе производства и распределения. При этом под "социализмом" Шеффле подразумевал всякое государственное регулирование экономической жизни.

ШИКАНЕР

ШИКАНЕР - недобросовестный торговец.

ШИЛЛИНГ

1. счетно-денежная единица Великобритании, появившаяся в X в. и объявленная денежной единицей Великобритании в 1601 г. После введения в 1971 г. десятичной денежной системы в Великобритании шиллинг приравнен к 5 пенсам

2. серебряная и медная монета, чеканившаяся с XIV в. в германских государствах, затем в Дании, Нидерландах, Швеции, польских и восточнославянских землях 3. денежная единица Австрии, делится на 100 грошей, введена в 1925 г. вместо кроны 4. денежная единица Кении, Сомали, Танзании, Уганды.

ШИПЧАНДЛЕР

ШИПЧАНДЛЕР - организация или фирма, поставляющая судам продовольствие и техническое снабжение.

ШИРИНА РЫНКА

1. число котируемых бумаг, по которым регулярно заключаются сделки

2. процент ценных бумаг, участвующих в том или ином движении рыночной конъюнктуры.

ШИРМА

ШИРМА - то, что служит прикрытием для кого-либо, чего-либо (обычно неблаговидного).

ШИРОТА

1. протяжение, охват; мера ширины

2. обширность, лишенность каких-либо ограничений.

ШИРОТА ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ КОРПОРАЦИИ

ШИРОТА ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ КОРПОРАЦИИ - общая численность ассортиментных групп, товаров, выпускаемых фирмой.

ШИРПОТРЕБ

1. аббревиатура термина: товары широкого потребления

2. характеристика товара массового спроса и низкого качества, низкопробного товара.

ШИФР

1. система знаков для секретных сообщений

2. регистрационный условный знак на документах.

ШИФР, АВАРИЙНЫЙ

ШИФР, АВАРИЙНЫЙ - шифр с запоминаемой гаммой, применяемый при невозможности использования основного шифра.

ШИФР ДОКУМЕНТА

1. условные знаки для секретного письма

2. условный регистрационный знак на книгах, рукописях и т.п., определяющий их место при хранении в библиотеках, архивах.

ШИФР, ПЕРЕВОДНЫЙ

ШИФР, ПЕРЕВОДНЫЙ - система условных обозначений, применяемая банками при переводе денег для предотвращения ошибок и злоупотреблений.

ШИФРОВАНИЕ

ШИФРОВАНИЕ - ведение секретных записей, сообщений при помощи шифра - условных знаков букв и цифр; наука, разрабатывающая математическую теорию и практику шифрования, называется криптографией.

ШКАЛА

ШКАЛА - система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин. Шкалы используются для оценки и выявления связей и отношений между элементами системы. Особенно широко их применяют для оценки величин, выступающих в роли критериев качества функционирования системы, в частности, критериев оптимальности при решении экономико-математических задач. Различают шкалы номинальные (классификационные), порядковые (ранговые) и количественные (метрические). Номинальные шкалы основываются на том, что объектам присваиваются какие-то признаки, и они классифицируются по наличию и отсутствию определенного признака. Порядковая шкала предусматривает сопоставление интенсивности определяемого признака у изучаемых объектов (то есть располагает их по признаку "больше-меньше", но без указания, насколько больше или насколько меньше). Количественные, или метрические шкалы, подразделяются на два вида: интервальные и пропорциональные. Первые из них точно определяют величину интервала между точками на шкале в принятых единицах измерения. Пропорциональная шкала позволяет выяснить, во сколько раз один признак объекта больше или меньше второго.

ШКАЛА, ГРУЗОВАЯ

ШКАЛА, ГРУЗОВАЯ - таблица, показывающая изменение грузоподъемности и высоты надводного борта судна при изменении его осадки.

ШКАЛА ДОХОДНОСТИ

ШКАЛА ДОХОДНОСТИ - система процентных ставок на вклады, депозиты, ценные бумаги. Например сберегательные банки разрабатывают Ш.д. по различным, принимаемым на хранение вкладам и депозитам.

ШКАЛА ДОХОДНОСТИ, ПЛОХАЯ

ШКАЛА ДОХОДНОСТИ, ПЛОХАЯ - шкала доходности, в которой разница в доходности по облигациям на различные сроки невелика.

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ - шкала, с помощью которой измеряют количественные признаки, здесь степень проявления признака можно измерить числом и, следовательно, производить определенные арифметические операции.

ШКАЛА КАЧЕСТВА

ШКАЛА КАЧЕСТВА - стандартная система показателей качества товара, поставляемого по срочным контрактам; включает шкалу качества для выплаты премий и неустоек.

ШКАЛА ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

ШКАЛА ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - ранжирование товаров по степени реального спроса (в моделях маркетинга). Обычно в этой шкале рассматриваются четыре варианта: безраздельное предпочтение - постоянно покупается одна и та же марка; устойчивое предпочтение - одна марка выбирается чаще других; неустойчивое предпочтение - покупается постоянно несколько марок; отсутствие предпочтения - с одинаковой частотой покупаются любые марки.

ШКАЛА, НОМИНАЛЬНАЯ

ШКАЛА, НОМИНАЛЬНАЯ - шкала, которая предназначена для измерения атрибутивных признаков, позволяющих только различать объекты.

ШКАЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

ШКАЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - шкала, отражающая целевую функцию потребления, как критерий оптимальности экономической системы.

ШКАЛА ОЦЕНОК

ШКАЛА ОЦЕНОК - прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов.

ШКАЛА, ПОРЯДКОВАЯ

ШКАЛА, ПОРЯДКОВАЯ - шкала, которая позволяет не только различать объекты, но и ранжировать их по степени проявления некоторого свойства, то есть измерят качественные признаки.

ШКАЛА ПРИОРИТЕТОВ

ШКАЛА ПРИОРИТЕТОВ - классификация задач, проблем, целей на основе их значимости.

ШКАЛА ЦЕН

ШКАЛА ЦЕН - классификация цен на товары и услуги одной фирмы в зависимости от классификации товаров по качеству, исполнению, модификациям и т.д.

ШКАЛИРОВАНИЕ

ШКАЛИРОВАНИЕ - метод моделирования реальных экономических процессов с помощью числовых систем, шкал.

ШКОЛА

1. направление в какой-либо области, науке

2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт 3. учебное заведение.

ШКОЛА, АВСТРИЙСКАЯ

ШКОЛА, АВСТРИЙСКАЯ - первое крупное маржиналистское образование, которое составили К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бём-Баверк и другие в последней трети XIX века. В центре внимания экономистов А.ш. находились вопросы связанные с категориями цены, потребительского спроса, и в особенности, психологические мотивы индивидуального экономического поведения. Опираясь на субъективно-психологические теории ценности, представители А.ш. поставили целью создание последовательной экономической теории, направленной на изучение причинно-следственного механизма рынка. Основными достижениями А.ш. стали: теория предельной полезности, впервые сформулированная Менгером в работе "Основания политической экономии" (1871), исследования Бём-Беверка по теории процента, а также анализ Визером издержек производства (закон Визера).

ШКОЛА, БАНКОВСКАЯ

ШКОЛА, БАНКОВСКАЯ - теория эмиссии, согласно которой роль банков состоит в удовлетворении потребности в денежных средствах, причем эмиссия этих денежных средств ограничивается автоматическим действием естественного закона, т. е. количеством денег, требующихся для приобретения имеющихся в стране товаров и услуг. Представителями этой школы были А.Смит, Т.Тук и Дж.Фуллартон. Основные принципы банковской школы: эмиссия банкнот связана с нуждами промышленности и населения в них; банкноты должны быть конвертируемыми; обращение банкнот подчинено саморегуляции, поэтому банк не может выпускать любое количество банкнот.

ШКОЛА, ГАРВАРДСКАЯ

ШКОЛА, ГАРВАРДСКАЯ - направление современной политической экономии, возникшее после Первой мировой войны 1914-1918 гг. и ставящее своей задачей изучение природы экономического цикла и прогнозирование хозяйственной конъюнктуры с применением методов статистического и математического анализа. Г.ш. сложилась вокруг Комитета экономических исследований, созданного в 1917 г. при Гарвардском университете (США) под руководством У.М.Персонса и Ч.Буллока. Крупный представитель Г.ш. - У.К.Митчелл, опубликовавший в 1927 г. работу "Экономические циклы. Проблема и ее постановка". Исследуя циклический характер развития хозяйства, Г.ш. исключает из цикла одну из основных его фаз - кризис. Эта концепция трактует циклы как поддающуюся учету и предвидению смену экономических подъемов и спадов. Наряду с опытными циклами Г.ш. обосновывает и существование вековых, больших, малых и других циклов. Главной причиной циклических колебаний Г.ш. считает изменения, происходящие в системе денежного хозяйства и считает достаточным для устранения спадов (рецессий) упорядочение функционирования денежного хозяйства. Г.ш. применила новые способы анализа различных экономических явлений, непосредственно друг с другом не связанных. Путем разнообразных приемов статистической обработки составлялись ряды, состоящие из показателей динамики, из средних величин или сводных индексов, и между ними отыскивалась корреляционная связь. Гарвардский Комитет экономических исследований со дня создания разрабатывал и в течение многих лет публиковал "экономический барометр" в целях заблаговременной оценки конъюнктуры и предвидения наступающего экономического спада. "Барометр" состоял из трех кривых, выведенных из средних индексов ряда показателей: кривая А - "индекс спекуляций" - отражала расчетные операции нью-йоркских банков и курсы промышленных и железнодорожных акций; кривая В - "индекс бизнеса" - производство чугуна, расчетные операции вне Нью-Йорка и товарные цены; кривая С - "индекс денежного рынка" - учетные ставки по коммерческим векселям, ссуды и депозиты нью-йоркских банков. Вычисляя лаги, то есть промежутки времени, в течение которых колебания одной кривой отстают от другой, Г.ш. пыталась обосновать свои прогнозы наступления очередной фазы цикла. Сами лаги при этом были определены путем соответствующего коэффициента корреляции на основе обработки данных за 1903-1914 гг.

ШКОЛА, ДЕНЕЖНАЯ

ШКОЛА, ДЕНЕЖНАЯ - направление в английской политической экономии XIX в., которое отождествляло ссудный капитал с реальным, объясняло циклические колебания производства изменениями размеров банкнотного обращения и считало возможным предотвратить экономические кризисы посредством жесткой регламентации банкнотной эмиссии. Главные представители - лорд С.Оверстон (банкир Лойд), Р.Торренс и др. Они утверждали, что расширение банкнотной эмиссии ведет к повышению товарных цен и чрезмерному росту производства, а последующее сокращение банкнотной эмиссии, необходимое для обеспечения размена банкнот на золото, вызывает падение товарных цен и кризис. Отсюда сторонники Д.ш. делали вывод, что путем резкого ограничения непокрытой золотым запасом банкнотной эмиссии можно предотвратить нездоровую кредитную экспансию, перепроизводство и кризисы. Попыткой воплощения теории Д.ш. на практике явился банковский акт Роберта Пиля (1844), который ограничил выпуск необеспеченных золотом и серебром банкнот Английского банка суммой в 14 млн. ф. ст., а для всей остальной эмиссии требовал 100% металлического покрытия. Вскоре после издания банковского акта 1844 г., теоретическим обоснованием которого служили идеи Д.ш., наступил кризис 1847 г. Во время этого кризиса обнаружился острый денежный голод, причем промышленники и торговцы, получая лишь крайне ограниченный кредит от Английского банка, были вынуждены добывать деньги у частных кредиторов любой ценой, уплачивая по учету векселей до 8-15% годовых. Денежно-кредитный кризис принял столь угрожающий характер, что вынудил правительство временно приостановить действия акта 1844 г.

ШКОЛА, ИСТОРИЧЕСКАЯ

ШКОЛА, ИСТОРИЧЕСКАЯ - одно из ведущих течений экономической мысли середины-конца XIX в. Представлено в основном работами немецких экономистов. Различается два этапа в становлении и развитии И.ш. Первый из них ("старая историческая школа") ознаменовался появлением в 40-50-х гг. XIX в. работ В.Рошера, Б.Гильдебранда, К.Книса. В этих работах был рассмотрен и утвержден исторический метод в противовес абстрактно-теоретической политэкономии. Вместо экономических законов как универсального и абсолютного понятия было выдвинуто относительное понятие экономических явлений, суть которых меняется в зависимости от места, времени и окружающей среды. Основные принципы исторического метода наиболее систематично и детально изложил К.Книс в книге "Политическая экономия с точки зрения экономического метода" (1853). В 1870-х гг. более молодое поколение немецких ученых во главе с Г.Шмоллером образуют так называемую "новую историческую школу", направление, которое наряду с традиционной критикой классической политэкономии противодействует появившемуся марксизму за право "владения" историческим методом. Но если в "Капитале" Маркса индуктивный исторический метод тесно взаимодействовал с дедукцией экономического анализа, то в работах Шмоллера, Брентано, Бюхера исторический метод продолжал отстаиваться единственно возможным способом исследования хозяйственных отношений. Представители новой И.ш. уклонялись от теоретического анализа крупных общественно-экономических проблем, сосредотачиваясь на узколокальной тематике хозяйственной жизни Германии, исторического рассмотрения экономики городов, торговых гильдий, ремесленных цехов и даже отдельных предприятий. Таким образом, углублению в экономическую теорию со стороны маржиналистов и созданию глобальных общественно-экономических концепций марксистами представители новой И.ш. противопоставили конкретные историко-экономические исследования характеризовавшиеся исключительным эмпиризмом и отрицанием роли "теоретических обобщений". Этот "третий путь" стал очевидной реакцией на чрезмерное преобладание в экономической науке того времени абстрактного концептуализма, и хотя И.ш. растворилась впоследствии в узко тематических исследованиях, она по-своему подготовила методологию одного из крупнейших течений экономической мысли XX в. - институционализма.

ШКОЛА, КЕМБРИДЖСКАЯ

ШКОЛА, КЕМБРИДЖСКАЯ - одно из основных направлений политической экономии, возникшее в конце XIX в. Видные представители К.ш.: А.Маршалл, А.Пигу, Д.Робертсон. Наиболее серьезный вклад внес А.Маршалл. Его теория, основа которой изложены в "Принципах политической экономии", стала не только систематизацией и обобщением положений пострикардианской английской политэкономии, австрийской школы и других течений. Разработав общую систему микроэкономического анализа, она положила начало новому направлению современной экономической науки - неоклассической политэкономии. Развивая методологическую систему маржинализма и стараясь примирить, собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты К.ш. выяснили, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В поисках условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко использовали понятие рыночного равновесия. Известная еще до А.Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространенный элемент методологии политэкономии. С К.ш. начался повсеместный переход западных экономистов на путь изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями. Опираясь на принцип функционального анализа, А.Маршалл стремился придать своей теории практическую ориентацию, наполняя ее экономико-математическими разработками конкретных проблем рынка. Важными достижениями К.ш. являются продуктивный анализ фактора времени в рамках концепции коротких и длинных периодов, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли, а также принцип преобладающего значения предложения в долговременной динамике цен на котором строится современная концепция долгосрочного регулирования экономики (в том числе и цен) посредством государственного воздействия на совокупное предложение. Концепция эластичности спроса также является крупным научным достижением К.ш., открывшим дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков.

ШКОЛА, КЛАССИЧЕСКАЯ

ШКОЛА, КЛАССИЧЕСКАЯ - наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. В экономике классической теорией принято называть учение Адама Смита и его последователя Давида Рикардо. Продолжение этого учения нашло свое отражение в виде неоклассицизма.

ШКОЛА, ЛОЗАННСКАЯ

ШКОЛА, ЛОЗАННСКАЯ - см. ШКОЛА, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ.

ШКОЛА, ЛОНДОНСКАЯ

ШКОЛА, ЛОНДОНСКАЯ - направление в политической экономии, сложившееся в конце XIX в. вокруг кафедры политической экономии Лондонского университета. Идейный основатель школы - У.С.Джевонс, его последователи - Э.Кеннан, Ф.А.Хайек и Л.Роббинс. Согласно концепции Л.ш., общество представляет собой совокупность хозяйственных индивидуумов, руководствующихся в своей деятельности чисто психологическими соображениями выгоды, а развитие общественного производства подчинено свободной игре рыночных сил. При этом частный рынок и механизм свободного действия рыночных сил трактуются как естественные и вечные категории. Джевонс изложил свое учение в работах: "Теория политической экономии" (1871), "Деньги и валютный механизм" (1875), "Исследование денежного обращения и финансов" (1884) и др. Одновременно с австрийской школой сформулировал теорию предельной полезности. Большое внимание уделял исследованиям в области денег и денежного обращения, придерживаясь количественной теории денег и денежного обращения. Стремился найти функциональные зависимости между уровнем рыночных цен, количеством благ и деньгами, модернизируя теорию спроса и предложения классической школы. Сторонник использования математических методов и статистики при экономических исследованиях движения цен, заработной платы, процента. Пытался связывать кризисы с возникновением темных пятен на солнце. Кеннан по всем основным вопросам экономической теории придерживался взглядов Джевонса. Его важнейшие работы: "История теорий производства и распределения в английской политической экономии" (1893), "Богатство" (1914), "Деньги" (1918). Основные работы другого представителя - Хайека: "Цены и производство" (1931), "Денежная теория и торговый цикл" (1933), "Прибыль, процент и инвестиции" (1939), "Чистая теория капитала" (1941), "Индивидуализм и экономический порядок" (1948), "Конституция свободы" (1960). В области экономических теорий Хайек дает трактовку капитала как запаса товаров, который может быть воспроизведен, тем самым признавая капитал вечной категорией. Причину кризисов он видит в чрезмерных вложениях капитала и неправильной денежно-кредитной политике банков. Как средство регулирования экономики, особенно в периоды спадов и депрессии предлагает снижение уровня потребления трудящихся и сокращение заработной платы, а также стимулирование добровольных сбережений. Хайек выступает за полную свободу предпринимательства, свободной игры рыночных сил. Противник всякого вмешательства в хозяйственную деятельность со стороны государства. Идейный последователь Хайека по всем экономическим проблемам - Роббинс. Его основные работы: "Опыт о природе и значении экономической науки" (1932), "Великая депрессия" (1934), "Экономическое планирование и международный порядок" (1937), "Экономические причины войны" (1939), "Экономические проблемы мира и войны" (1947).

ШКОЛА, МАНЧЕСТЕРСКАЯ

ШКОЛА, МАНЧЕСТЕРСКАЯ - направление экономической мысли, возникшее в конце 30-х гг. XIX в. в г.Манчестере (Великобритания). Выражала интересы предпринимателей, требующих полной свободы их деятельности и ограничения фискальной роли государства. Создатели и руководители школы - английские экономисты и политические деятели Р.Кобден и Дж.Брайт. Беря за основу учение физиократов и классической школы политической экономии о свободе торговли, теоретики М.ш. пошли дальше и выступили за полную свободу частного предпринимательства. Теоретическая концепция базировалась на предположении, что между отдельными товаропроизводителями и обществом в целом нет противоречий и существует полная гармония интересов. Каждый товаропроизводитель, преследуя в хозяйственной деятельности свои личные интересы, работает в то же время на пользу общества. Полная экономическая свобода товаропроизводителей, конкуренция между ними, свободная игра рыночных сил являются, с точки зрения этой концепции, движущими силами экономического развития и надлежащего распределения национального дохода. По мнению М.ш., вмешательство государства в экономическую жизнь приводит к нарушению действия рыночного механизма и подрывает свободу конкуренции, поэтому государство не должно вмешиваться в сферу личного предпринимательства. Представители М.ш. выступали против монополий, ограничений, привилегий и каких-либо государственных мероприятий по регулированию предпринимательской деятельности, против правительственных ассигнований промышленности, запретительных таможенных пошлин, политики протекционизма, фабричного законодательства, ограничения рабочего дня и регулирования заработной платы как со стороны государства, так и со стороны профсоюзов. Во второй половине XIX в. М.ш. организационно распалась, но ее экономические идеи имели последователей в США, Германии, Франции, России.

ШКОЛА, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ШКОЛА, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ - одно из основных направлений экономической мысли второй половины XIX в. М.ш. представлена работами - А.Курно, Г.Госсена, С.Джевонса, Л.Вальраса, В.Парето. Концепции Курно и Госсена, где ощущается сильное влияние идей маржинализма, занимают как бы промежуточное положение между австрийской и математической школами, образуют предысторию последней. Ее принципы получили развернутое выражение в теориях Джевонса, Вальраса и Парето. Основное отличие этой школы от других течений политэкономии находится в области методологии, где господствует математический метод. Он используется как для изложения теоретических воззрений, главным образом, маржиналистского характера, так и для исследования экономических явлений. Экономисты-математики едины в том, что считают экономику системой, способной достигать равновесия, под которым в конечном счете понимается равенство спроса и предложения. На хозяйственный процесс они смотрят из сферы обращения, придавая ей решающее значение. Предполагается, что участниками рыночной системы являются совершенно одинаковые рациональные субъекты, добивающиеся максимума благосостояния (полезности). Идеальным хозяйственным механизмом считается свободное частное предпринимательство. Труды экономистов М.ш. продвинули вперед экономическую науку, поставив ее на путь количественного анализа явлений хозяйственной жизни. Были заложены основы экономико-математического моделирования, которое с течением времени превратилось в один из ведущих методов политэкономии. Идеи первых экономистов-математиков дали жизнь целому ряду прикладных эконометрических моделей, пригодных для изучения соотношений между отдельными сторонами хозяйственного механизма и имеющих немалое практическое значение.

ШКОЛА, НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ

ШКОЛА, НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ - одно из магистральных направлений экономической мысли XX в., возникшее в результате "маржиналистской революции". Наряду с формированием концепции предельной полезности и предельной производительности, в начале века Н.ш. представила наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательского хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно крупных успехов ее представители добились в исследовании проблем частичного и общего равновесия, достигаемого благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции. В первой трети XX в. Н.ш. обогатилась новыми положениями и концепциями: существенные сдвиги произошли в области теории стоимости, цен и капитала; сформировались более точные представления о роли денежной системы, ее влиянии на экономическую жизнь; были выдвинуты и развернуты концепции монополистического ценообразования и рынка; инструментарий экономистов расширился благодаря введению в экономическую теорию производственных функций; наконец, появился новый раздел экономической науки - теория благосостояния. В целом усилиями экономистов-неоклассиков уже к концу 1930-х гг. микроэкономический анализ в основном приобрел тот вид, который характерен для соответствующих разделов современных курсов экономикс. Что же касается макроэкономики, то здесь достижения Н.ш. оказались намного скромнее. Родившись в период господства свободной конкуренции и отразив закономерности именно этой эпохи, неоклассическая теория, несмотря на попытки ее модернизации, в период 1920-1930-х гг. не смогла достаточно полно и глубоко приспособиться к реалиям государственного капитализма, что и обусловило ее кризис (после начала "великой депрессии"). Дальнейшее развитие Н.ш. происходило в условиях "неоклассического синтеза", то есть обогащения неоклассической системы общего равновесия кейнсианской макроэкономической теорией.

ШКОЛА, НИМСКАЯ

ШКОЛА, НИМСКАЯ - концепции кооперации, разработанные руководителями "Общества народной экономии" (1885) в г.Ним (Франция) Ш.Жидом, Э.де Буавом, О.Фабром и их последователями. Программа Н.ш. (уходя своими корнями в учение социалистов-утопистов, христианских социалистов) предлагала создание потребительских кооперативов на рочдейлских принципах, которыми ставилась задача мирного и постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое. Согласно сторонникам Н.ш., по мере распространения потребительские кооперативы овладевают сначала торговлей, затем постепенно скупают промышленные предприятия и сельскохозяйственные земли и создают на них коллективные хозяйства. Н.ш. полагала, что только потребительская кооперация может объединить все слои и классы, защищая общие для них потребительские интересы. Выступали против экспроприации капитала даже при условии его компенсации, выдвигали проекты создания кооперативных предприятий за счет сбережений рабочих, накопленных благодаря их "участию в прибылях". Н.ш. были несогласны с социалистами и высказывались против обобществления производства. В сохранении мелкого производства видели благоприятные условия для развития кооперативного движения. Разделяя взгляды Дж.Милля, Ф.Бастиа, П.Ж.Прудона и причисляя себя к сторонникам исторической школы, нимские кооператоры в определении категории стоимости (ценности) придерживались теории предельной полезности. Ряд идей Н.ш. сохраняют свое влияние в современном кооперативном движении Франции.

ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ

ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ - направление политической экономии, представители которого утверждали, что в основе экономической структуры общества лежат социально-правовые формы. Возникла в конце XIX - начале XX вв. и фактически распалась в 30-х гг. Преимущественное распространение получила в Германии. Основные представители С.ш.: Р.Штаммлер, Р.Штольцман, О.Шпанн, А.Амонн, К.Диль, Ф.Петри. Значительное влияние на формирование идейно-теоретических взглядов С.ш. оказали представители новой (молодой) исторической школы в политической экономии и катедер-социализма. Многие положения С.ш. созвучны с идеями социально-правового направления институционализма. Исходя из примата внешнеэкономических факторов (у Штаммлера это - право, у Штольцмана - "социально-правовое регулирование", у Шпанна - "социальное целое"), представители С.ш. рассматривали производство как сугубо технический процесс, лишенный социального содержания. Экономическую жизнь общества С.ш. рассматривала как совместную деятельность людей, связанных нормами права. Все действия людей в сфере экономики трактовались как сознательные, поскольку участники производства одновременно выступают субъектами права. С.ш. выражала против подхода к экономике как к сумме отдельных хозяйств, считая ошибочным рассмотрение процессов производства и распределения с позиций абстрактного "экономического человека"; критиковала классическую политэкономию, упрекая ее в увлечении "индивидуализмом" (Шпанн). Представители С.ш. доказывали, что капитал и заработная плата образуют "встречные потоки" и не могут существовать друг без друга. При этом труд рабочих рассматривался как услуга низшего порядка, а капитал - услуга высшего порядка. Соответственно прибыль и заработная плата трактовались в качестве частей общественного продукта, источником получения которых выступают услуги предпринимателей и рабочих. Согласно представлениям С.ш. цель производства состоит не в получении прибыли, а в обеспечении существования отдельных лиц как членов целостного хозяйства. С.ш. оправдывала понижение заработной платы, если это необходимо в интересах "социального целого" (для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, в целях борьбы с инфляцией и т.д.). Руководствуясь "учением об общественной целесообразности", теоретики С.ш. выступали против антитрестовского законодательства и ограничения деятельности монополий, усматривая в последних эффективное средство борьбы против циклического развития производства, рыночной анархии и чрезмерной конкуренции. С.ш. приняла основные положения субъективно-психологической теории предельной полезности, отбросив лишь метод робинзонады. По мнению Штольцмана, учение о предельной полезности оказывается правильным, если отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями рассматривать в рамках "социально-правового регулирования".

ШКОЛА, СТОКГОЛЬМСКАЯ

ШКОЛА, СТОКГОЛЬМСКАЯ - одна из наиболее значительных национальных школ экономической мысли XX в. С.ш. окончательно сложилась на рубеже 1920-1930-х гг. Основные конструктивные элементы ее методологической и теоретической системы были разработаны еще в 1890-е гг. К.Викселлем. Затем благодаря усилиям нового поколения шведских экономистов (Э.Линдаль, Г.Мюрдаль, Б. Улин, Э.Лундберг), С.ш. сложилась в самобытное явление западной экономической теории. В 1930-е гг. основной круг вопросов, находившихся в центре внимания С.ш. определила "великая депрессия", поставившая перед экономистами ряд новых проблем. В отличие от многих других направлений экономического анализа, С.ш. не предложила какой-либо единой аналитической модели. Она была скорее собранием идей и позиций, имевших ряд общих черт. Прежде всего следует отметить специфику метода анализа - макроэкономический подход. Большое значение для развития экономического анализа имело введение понятий ex-ante и ex-post. Первое означало, что экономический процесс рассматривают с точки зрения прогнозируемых, ожидаемых результатов, а второе с точки зрения анализа свершившегося результата. Тем самым в центр исследований были поставлены оценки будущего - в качестве фактора, существенно определяющего состояние и развитие экономики. Введение понятий ex-ante и ex-post позволило поставить в центр теоретических построений неравновесную модель, в которой движущей силой выступало отклонение величин ex-ante и ex-post, причем подобные отклонения рассматривались как внутренне присущие экономике. Идеи С.ш. в момент возникновения не оказали большого влияния на экономическую теорию. Большинство публикаций выходило на шведском языке, и не было известно в англоязычных странах. В послевоенное время ситуация изменилась и по масштабам экономических исследований Швеция заняла одно из первых мест в мире. Современная С.ш. объединяет ученых с различными экономическими воззрениями. Но при исследовании новых явлений в развитии капитализма и государственного регулирования все они практически исходят из концепции "смешанной экономики". В трактовке скандинавских авторов смешанная экономика - это "комбинация частной и государственной деятельности с широким спектром воздействия государства на экономические и социальные процессы в условиях, благоприятных для частной инициативы". Особенно подчеркиваются типичные для скандинавских стран черты такой системы: сравнительно небольшие масштабы государственного предпринимательства при наличии развитого государственного сектора в сфере распределения, потребления и услуг.

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ, КЛАССИЧЕСКАЯ

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ, КЛАССИЧЕСКАЯ - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики К.ш.у. полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

ШКОЛА, ФРЕЙБУРГСКАЯ

ШКОЛА, ФРЕЙБУРГСКАЯ - см. ОРДОЛИБЕРАЛИЗМ.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

ШКОЛА, ЧИКАГСКАЯ

ШКОЛА, ЧИКАГСКАЯ - одно из современных направлений неоконсерватистской экономической мысли. Возникла в середине 60-х гг. XX в. Главные представители - М.Фридмен, Ф.Найт, Г.Саймонс, Дж.Стиглер. Ч.ш. выступает против вмешательства государства в экономику, считая, что рыночный механизм обеспечит ее саморегулирование. Ч.ш. отвергает кейнсианские методы финансового регулирования, считая главным инструментом воздействия на экономику варьирования размерами денежной массы. Стихийные циклические колебания производства и безработицу Ч.ш. рассматривает как естественные проявления саморегулирования рынка, а кейнсианскую политику - как деформирующий фактор, понижающий общую эффективность народного хозяйства. Спады производства и роль государства Ч.ш. объясняет процессами в сфере денежного обращения (поэтому это течение получило и более узкое наименование "монетаризм").

ШКОЛА, ШВЕДСКАЯ

ШКОЛА, ШВЕДСКАЯ - см. ШКОЛА, СТОКГОЛЬМСКАЯ.

ШКОЛЫ МАРКЕТИНГА

ШКОЛЫ МАРКЕТИНГА - крупные блоки маркетинговых теорий, с 1950-х гг. группировавшиеся по отдельным направлениям и оформившиеся в 1970-е гг. в самостоятельные школы. Возникновение одной из этих школ - школы макромаркетинга - тесно связано с попытками оценить роль бизнеса с точки зрения обеспечения интересов общества в целом. Впервые был подвергнут сомнению конечный критерий оценки рыночной деятельности фирмы - максимизация прибыли. Именно представители школы макромаркетинга, рассматривая долговременные и кратковременные результаты рыночных операций различных фирм, пришли к выводу о приоритетности первых над вторыми, из чего вытекало заключение о необходимости ставить общественные интересы во главу угла предпринимательской деятельности. Появление школы системного подхода в маркетинговой мысли связано со стремлением использовать в маркетинге методы количественного анализа рыночных явлений. Главным образом использовалось имитационное моделирование, основанное на анализе взаимозависимости спроса и предложения. Во второй половине 1970-х первой половине 1980-х гг. представители этой школы за основу своих моделей берут семейный бюджет или типичное поведение покупателя в различных ситуациях. Одним из наиболее популярных направлений маркетинговых исследований стала теория поведения покупателей. Основными вопросами научных изысканий сторонников этого течения в маркетинговой мысли являются приверженность покупателей торговым маркам или фирменным знакам, факторы, влияющие на формирование покупательских привязанностей и принятие решений о приобретении товаров, причины изменений и национальные различия в поведении покупателей, а также обработка информации о поведении покупателей. Также существует направление маркетинговой мысли, ориентирующееся на поведение не отдельных потребителей, а целых организаций. Как правило, те или иные виды поведения организаций на рынке связываются сторонниками этого направления с каналами распределения товаров. Они считают, что система распределения в каждой данной стране практически не подлежит изменениям, поэтому подстраиваться под ту или иную систему распределения необходимо организациям, ведущим поиски новых рынков сбыта для своих товаров.

ШЛЕЦЕР (SCHLOZER), ХРИСТИАН АВГУСТ (1774-1831)

ШЛЕЦЕР (SCHLOZER), Христиан Август (1774-1831) - немецкий экономист, автор учебника "Первые начала коммерческой науки, взятой в собственном значении" (1816). В этой работе впервые экономическая теория увязывалась с некоторыми конкретными проблемами экономики России той эпохи. Политическую экономию Шлецер сводил в основном к правилам экономической политики, рассматривая теоретическую ее часть в прикладном значении.

ШМАЛЕНБАХ (SCHMALENBACH), ЭЙГЕН (1873-1955)

ШМАЛЕНБАХ (SCHMALENBACH), Эйген (1873-1955) - немецкий экономист, автор работ "Финансирование" (1915) и "Основы динамического баланса" (1919). Шмаленбах исследовал проблемы теории балансовых отчетов и финансирования предприятий, систематизировал теорию рентабельного ведения хозяйства в области оптимизации и рационализации учета, торговой техники, товарного обращения и кредита. Будучи сторонником государственного регулирования экономической деятельности, Шмаленбах выступал за трестирование экономики при помощи государственных институтов.

ШМОЛЛЕР (SCHMOLLER), ГУСТАВ (1838-1917)

ШМОЛЛЕР (SCHMOLLER), Густав (1838-1917) - немецкий экономист, основатель новой исторической школы. Отрицал теоретический характер политэкономии, призывая ограничиться сбором фактического и статистического материала, изучением специальных вопросов истории народного хозяйства.

ШОК

1. тяжелое психическое потрясение, удар, в некоторых случаях специально вызываемое в лечебных целях

2. тяжелое расстройство функций организма.

ШОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ШОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ситуация, которая ведет к значительному росту издержек во всей экономике вследствие резкого роста цены на какой-либо фактор производства.

ШОКОТЕРАПИЯ

ШОКОТЕРАПИЯ - комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающих привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: инфляция, падение занятости, лишение предприятий большей части оборотных средств, катастрофический рост бедности, резкое снижение уровня обязательств государства перед населением и др. К сожалению без радикальных экономических мер и политики социальной справедливости экономика оказывается в глубоком кризисе и тяжесть шокотерапии несут наиболее обездоленные слои населения. Предпосылкой Ш. является сильнейшая политическая радикализация общества при политическом бессилии центристов, безволии левой оппозиции и неспособности государственной бюрократии проводить осмысленную экономическую политику.

ШОМАЖ

ШОМАЖ - страхование потерь прибыли и других финансовых убытков, возможных из-за перебоев и остановки производства, например вследствие ураганов, наводнений, оползней, других природных явлений.

ШОП

1. офис фондового брокера или дилера

2. магазин 3. производственное помещение.

ШОП-ТУР

ШОП-ТУР - организованная зарубежная поездка по заранее намеченному маршруту, главной целью которой является приобретение товаров широкого потребления, как правило, для дальнейшей перепродажи.

ШОУ, РЕКЛАМНОЕ

ШОУ, РЕКЛАМНОЕ - распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания известности, популярности в форме пышного сценического зрелища с участием известных актеров, спортсменов и т.д.

ШОУИНГ

ШОУИНГ - термин рекламного бизнеса, означающий степень охвата данной местности, автотрассы, населенного пункта средствами наружной рекламы размешенной на щитах, панелях, плакатах; измеряется в процентах, например, 50 шоуинг, 90 шоуинг. Нормальной величиной считается 100 шоуинг, что подразумевает такое число рекламных устройств (панелей, щитов и т. д.), которое достаточно для обеспечения ежедневного зрительного контакта с ними населения в данной местности.

ШПАНН (SPANN), ОТМАР (1878-1950)

ШПАНН (SPANN), Отмар (1878-1950) - австрийский экономист и социолог; один из представителей социальной школы в политической экономии. Выступал с позиций универсализма ("универсального государственного воззрения", или "тоталитаризма"). Рассматривал государство как всеобщую сущность, пронизывающую все стороны функционирования общества. Методологическая основа учения Шпанна - теория целостности, в соответствии с которой тоталитарное государство обеспечивает устойчивость и единство всех звеньев экономики; централизация государственной власти выступает необходимым условием поддержания общественного порядка. Социальный характер государства Шпанн связывал с общими этическими принципами, трактуя его как высшую духовную ценность, сохранять которую призвано в равной мере все общество. Шпанн выступал за корпоративный строй, при котором монополии выступают могущественными "общественными организациями", находящимися под эгидой государства, поглощающими профсоюзы и другие рабочие организации и направляющими их деятельность исходя из своих интересов.

ШПИОНАЖ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ

ШПИОНАЖ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ - сбор негласным способом сведений о конкуренте в целях получения нечестным путем производственных секретов.

ШПИОНАЖ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ШПИОНАЖ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - см. РАЗВЕДКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.

ШТАБ-КВАРТИРА

ШТАБ-КВАРТИРА - местоположение, размещение главного, центрального помещения организации, концерна, компании.

ШТАММЕР (STAMMLER), РУДОЛЬФ (1856-1938)

ШТАММЕР (STAMMLER), Рудольф (1856-1938) - немецкий экономист и социолог. В своей работе "Хозяйство и право" (1896) утверждал первичность права по отношению к экономике и государству.

ШТАМП

ШТАМП - вид печати, обычно прямоугольный, с названием учреждения, адресом и т.п.

ШТАТ

ШТАТ - постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения.

ШТАФЕЛЬ

ШТАФЕЛЬ - лицевой счет особой формы, в котором дебетовые и кредитовые обороты отражаются в одной общей графе.

ШТЕМПЕЛЬ

1. прибор с выпуклым обратным изображением какого-либо рисунка или надписи, служащий для получения оттиска, для накладывания печати, клейма

2. печать, клеймо, знак на чем-либо, полученный с помощью такого прибора.

ШТИВКА

ШТИВКА - см. РАБОТЫ, СТИВИДОРНЫЕ.

ШТОЛЬЦМАН (STOLZMANN), РУДОЛЬФ (1852-1930)

ШТОЛЬЦМАН (STOLZMANN), Рудольф (1852-1930) - немецкий экономист, представитель социальной школы в политической экономии. Штольцман признавал, что экономические категории выражают общественные отношения, но последние трактовал в идеалистическом духе. Он утверждал, что при изучении природы общественных отношений нельзя исходить из трудовой теории стоимости, так как труд есть категория "натуральная" и регулируется моральными факторами. Развивая эту точку зрения, Штольцман рассматривал капитал как историко-правовую категорию, не выражающую отношений эксплуатации. Штольцман представлял капиталистическую экономику как осуществление какого-то высшего этического идеала. Основная цель капитализма, по утверждению Штольцмана, выражается в идее "пропитания", которая реализуется через распределение доходов между капиталистами и рабочими. Штольцман считал, что "труд" капиталиста, как и труд рабочего, выполняет социально-необходимые функции, и поэтому общество не может существовать без капиталистов. Штольцман пытался доказать, что заработная плата и прибыль выступают категориями распределения, а не общественного производства. Величина заработной платы, по Штольцману, определяется прожиточным минимумом "предельного рабочего", а величина прибыли - прожиточным минимумом "предельного капиталиста".

ШТРАФ

ШТРАФ - денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил.

ШТРАФ, КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ

ШТРАФ, КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ - паушальное возмещение, компенсация убытков, которые несет один из участников договора. Право на возмещение убытков пострадавшей стороне по договору распространяется не только на реально нанесенный ущерб (например поврежденная вещь), но, в зависимости от степени вины, и на упущенную выгоду. Определение величины ущерба в большинстве случаев затруднено и требует больших расходов. Поэтому часто во избежание этих трудностей на случай неисполнения или неправильного исполнения договорных условий партнеры договариваются о введении фиксированного К.ш. Его размеры не зависят от масштабов реально возникших убытков и могут быть установлены вне зависимости от характера и степени вины.

ШТРЕЙКБРЕХЕР

ШТРЕЙКБРЕХЕР - лицо, отказавшееся участвовать в забастовке или нанятое администрацией предприятия (учреждения) для замены бастующих; изменник, предатель классовых интересов.

ШТРИХ-КОД

ШТРИХ-КОД - комбинация вертикальных полос и цифр, представляющих в закодированном виде товар. Штриховое кодирование продукции (товаров) осуществляется путем использования международной универсальной системы товарной нумерации Ассоциации товарной нумерации продукции (EAN), внедрение которой на территории Российской Федерации и стран СНГ ведет Ассоциация автоматической идентификации "ЮНИСКАН". Позволяет быстро и точно считать информацию о товаре с помощью электронного устройства - сканера. Товар кодируется по двум основным признакам: материал, используемый при изготовлении товара; сфера потребления товара. Отсутствие штрих-кода весьма усложняет продвижение товара на рынке. Состав кода формируется следующим образом. Товары США и Канады имеют код из 12 цифр, остальные товары 63 членов EAN - 13 цифр. Первые две (три) цифры - код государства, с 4-й по 7-ю цифру - информация о предприятии-изготовителе, с 8-й по 12-ю цифру - информация о товаре. "Дочернее" предприятие или лицензионный товар могут использовать штрих-код основного владельца. Коды государств: 00-09 США и Канада; 30-37 Франция; 380 Болгария; 383 Словения; 400-440 Германия; 460-469 Россия; 471 Тайвань; 489 Гонконг; 45-49 Япония; 50 Великобритания; 529 Кипр; 539 Ирландия; 54 Бельгия, Люксембург; 560 Португалия; 569 Исландия; 57 Дания; 590 Польша; 599 Венгрия; 64 Финляндия; 690 Китай; 70 Норвегия; 72 Израиль; 73 Швеция; 750 Мексика; 76 Швейцария; 770 Колумбия; 775 Перу; 780 Чили; 786 Эквадор, 789 Бразилия; 80-83 Италия; 84 Испания; 86(9) Турция; 87 Нидерланды; 90-91 Австрия; 92-99 Австралия.

ШТУРМ, МОЗГОВОЙ

ШТУРМ, МОЗГОВОЙ - один из методов экспертных оценок. Заключается в устном обсуждении проблемы группой квалифицированных экспертов. На основе свободного обмена мнениями и высказывания нетрадиционных взглядов выбирается одна из точек зрения, к которой присоединяется большинство.

ШТУРМОВЩИНА

ШТУРМОВЩИНА - поспешная работа с целью наверстать упущенное. Возникает при нарушении запланированного порядка в организации работ.

ШУЛЕР

ШУЛЕР - плут, мошенник-профессионал.

ШУЛЬЦ (SCHULTZ), ТЕОДОР УИЛЬЯМ (РОД. 1902)

ШУЛЬЦ (SCHULTZ), Теодор Уильям (род. 1902) - американский экономист, представитель чикагской школы в современной политической экономии. Автор работ по проблемам людских ресурсов, экономике сельского хозяйства и экономике образования. Анализируя глобальные аграрные проблемы, выдвинул тезис, согласно которому ключ к индустриализации "традиционного земледелия" развивающихся стран лежит не в организации крупных хозяйств и количественном росте инвестиций в сельскохозяйственном производстве, а в перестройке "традиционного искусства" земледелия, совершенствовании его материальных и людских ресурсов, развитии сельскохозяйственной науки и образования. Шульц - один из авторов теории "человеческого капитала" (см. ТЕОРИЯ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА"). В своих исследованиях основной акцент делал на проблемах оценки "образовательного фонда" США, вклада образования в экономический рост, экономической эффективности "инвестиций в человека". Образование, по мнению Шульца, повышает не только производительность труда индивидуума, но и экономическую ценность его времени, что выступает отличительной чертой современного экономического роста. Шульц выступил с критикой неомальтузианства. Лауреат Нобелевской премии за 1979 г. (совместно с У.А.Льюисом).

ШУЛЬЦЕ-ГЕВЕРНИЦ (SCHULZE-GAEVERNITZ), ГЕРХАРТ (1864-1943)

ШУЛЬЦЕ-ГЕВЕРНИЦ (SCHULZE-GAEVERNITZ), Герхарт (1864-1943) - немецкий экономист; примыкал к исторической школе в политической экономии. Пытался обосновать возможность установления социального мира в обществе в целях улучшения положения всех классов. В монополистическом капитале, в господстве крупных банков Шульце-Геверниц видел выражение "организованного капитализма", при котором "промышленное государство" осуществляет сознательное регулирование, подменяющее действие "автоматически функционирующих экономических законов". Шульце-Геверницу принадлежат труды: "Крупное производство, его значение для экономического и социального прогресса" (1897), "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901), "Немецкий кредитный банк" (1915).

ШУЛЬЦЕ-ДЕЛИЧ (SCHULZE-DELIZSCH), ФРАНЦ ГЕРМАН (1808-1883)

ШУЛЬЦЕ-ДЕЛИЧ (SCHULZE-DELIZSCH), Франц Герман (1808-1883) - немецкий экономист, один из организаторов кооперативного движения в Германии. Кооперативная система Шульце-Делича включала потребительские товарищества, ссудно-сберегательные кассы и производительные ассоциации. Основу экономической силы кредитного товарищества Шульце-Делич видел в образовании паевого капитала, который служил связующим звеном между членами. Шульце-Делич был решительным противником государственного регулирования деятельности кредитных кооперативов.

ШУМПЕТЕР (SCHUMPETER), ЙОЗЕФ АЛОИЗ (1883-1950)

ШУМПЕТЕР (SCHUMPETER), Йозеф Алоиз (1883-1950) - австрийский экономист. Теоретическое наследие Шумпетера можно разделить на три направления: первое - методология и история экономического анализа. Этому направлению посвящен фундаментальный труд "История экономического анализа" (1954). Второе направление - теория экономической динамики - отражено в работе "Экономические циклы" (1939). Третье направление - концепция общественного развития - в известной работе "Капитализм, социализм и демократия" (1942). В отличие от классиков, Маркса и маржиналистов Шумпетер ставит в центр своей теоретической системы фигуру предпринимателя - экономического субъекта, функции которого отличаются от роли как капиталиста, так и рабочего. Благодаря такому институту, как кредит, он мобилизует факторы производства и, получив их в распоряжение, осуществляет инновационную деятельность - реализует достижения технического прогресса, находит новые потребности, рынки сбыта, формы организации труда и т. д. В результате за проявленную инициативу предприниматель вознаграждается прибылью, а народное хозяйство в целом получает толчок к развитию. Концепция предпринимателя как ключевой фигуры капитализма лежит в основе предложенных Шумпетером трактовок капитала, прибыли, процента и денег.

Предыдущая страница Следующая страница