Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Маркетинг: толковый словарь
ИМИДЖ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч

ИМИДЖ

ИМИДЖ [от англ. Image - образ] - образ объекта, сформировавшийся в психике людей, к которому у них возникает оценочное отношение, проявляемое в форме мнения. И. включает семиотическую, когнитивную, образную и эмоциональную составляющие. Это мультидисциплинарное понятие, которое разрабатывается в практической психологии, социологии, политологии, педагогике, акмеологии, физиогномике, костюмологии, маркетинге. И. - трехуровневый феномен индивидуального, группового или массового сознания, фиксирующий и реализующий цели его создателей и соответственно отражающийся в экономике и практике продвижения и продаж. Различают также габитарный (в связи с внешним видом), кинетический (в отношении к кинетике объекта), средовой И. (в контексте среды обитания объекта) и др. Понятию И. близки также понятия «популярность» (широкая известность в позитивном плане) и «престиж» (позитивная значимость для определенной группы людей).

Категория «И.» применима к любому объекту, с которым может вступить во взаимодействие человек и который становится предметом социального познания: - человек (имидж имярек);

-организация (корпоративный имидж);

-сфера общества (имидж науки, культуры, религии, бизнеса, банковской сферы);

-социально-профессиональная роль или позиция (имидж эколога, политика);

-образовательные достижения (имидж бакалавра, кандидата наук, выпускника МГУ);

-предмет (имидж бриллианта, фуражки);

-торговая марка, бренд (имидж Mercedes). «И.» и «бренд» - родственные понятия, но далеко не синонимы. Во-первых, понятие «бренд» применяется, как правило, если целью является продажа товара, а понятие «имидж» может быть использовано независимо от заинтересованности в продажах. Во-вторых, бренд, входя в состав интеллектуального капитала, представляет собой компонент клиентского, потребительского капитала и измерим в денежных единицах; что касается имеджа, то он далеко не всегда измерим в деньгах. Кроме того, в отличии от бренда, имидж может быть не только положительным, но и отрицательным. Наконец, у бренда может быть имидж, и имидж может содействовать формированию бренда, но обратное понятие «бренд имиджа» невозможно. Создание И. (имиджмейкинг или image building) базируется на нескольких принципах: - учета реального содержания объекта - того, что при создании И. удваивается благодаря отражению в И.;

-цели создания имиджа и характеристики аудитории;

-учета материала - отражение отдельных фрагментов реальности в СМИ, на других носителях, дополнительно обработанные и стандартизированные;

-композиции и режимов предъявления - определение направленности и общей логики, создание целого из фрагментов, определение пространственного и временнjго порядков их предъявления. Выделяются этапы формирования имиджа: определение целей процесса, изучение объекта, оценка аудитории, коррекция характеристик объекта, символизация, позиционирование, презентация имиджа.

Работа по формированию или коррекции И. товара в маркетинге предполагает: сегментирование рынка и исследование потребителей и стилей их жизни, особенно целевых групп, анализ потребностей и мотивов потребителей, их оценок, определение рациональных и других компонентов образа; выработку рекомендаций по разработке товарного знака, слогана и других компонентов фирменного стиля, содержания и способов подачи рекламных материалов и материалов по связям с общественностью, в т.ч. с учетом закономерностей внимания и памяти, влияния цвета и формы на восприятие человека. Одним из первых, кто ввел понятие «И.» в специальную русскоязычную литературу, в т.ч. по маркетингу, был О. Феофанов, который в 1974 г. в книге «США: реклама и общество» квалифицировал И. как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. В России уже действует Академия имиджелогии, созданы Лига профессиональных имиджмейкеров и Ассоциация специалистов по имиджу, есть даже кафедра имиджелогии в Институте современных коммуникационных систем и технологий Международной академии бизнеса и управления. Прошло несколько международных симпозиумов «Имиджелогия» в Российском государственном социальном университете, опубликовано немало книг по проблематике имиджа, выходит журнал об имидже и стиле жизни «CS» (Сoncept Style), проходят многочисленные семинары и мастер-классы, работает немало признанных профессионалов. Вместе с тем профессия «имиджмейкер» до сих пор не признана государством официально: ее нет в государственном реестре профессий (хотя во многих рейтингах профессий она оценивается как перспективная), т.е. профессия не кодифицирована. Вследствие этого возникает ряд проблем, т.к. отсутствует стандартизация услуг имиджмейкера, нет образовательной специальности и соответственных учебно-методических материалов, на основании которых эту дисциплину можно было бы официально преподавать как профилирующую, выдавая диплом государственного образца. А.П. Панкрухин Известия Академии Имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. Т. 1. Панасюк А.В. Я - ваш имиджмейкер. М.: Дело, 2004. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл.-Бук; Киев: Ваклер, 2004. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Феникс, 2005.

В начало словаря