Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Экономика. Словарь по обществознанию
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фактор "капитальные ресурсы", или "капитал"

Фактор "капитальные ресурсы", или "капитал" - создаются людьми для производства товаров и услуг (фабрики, машины, оборудование, инструменты). Цена, выплачиваемая за использование капитальных ресурсов, определяется через теорию альтернативных издержек и называется «процентом», Поскольку деньги, потраченные на приобретение капитальных ресурсов, могли быть использованы другим альтернативным способом, например положены в банк под определенный процент.

Фактор "предпринимательская способность"

Фактор "предпринимательская способность" - управленческие и организаторские навыки, необходимые для организации производства товаров и услуг. Предприниматель сводит вместе три вышеназванных Ф. п. (капитал, труд, земля). В случае успеха предприниматель получает прибыль в качестве оплаты за то, что он вложил в дело свои предпринимательские способности, в противном случае - несет убытки. Вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в бизнес, - это нормальная (средняя) прибыль.

Фактор "природные ресурсы", или "земля"

Фактор "природные ресурсы", или "земля" - это естественные блага, созданные природой, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: живая природа, минеральные, лесные и водные ресурсы. Цена, выплачиваемая за пользование природными ресурсами, называется рентой. Рента составляет доход тех, кто владеет природными ресурсами. Фактор «человеческие ресурсы», или «труд» - физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства. Цена, выплачиваемая за труд, называется заработной платой.

Факторинг

Факторинг (англ. factoring - агент, посредник) - вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или фактор-компаниями мелким и средним фирмам-клиентам. Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, т. е. возвращает долги в размере, как правило, от 70 до 90 % долга до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга, за вычетом процентов, возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, осуществить платежи, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении Ф. клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме. Ф. возник как посредническая операция в торговле, затем приобрел форму кредитования. Специальное агентство (фактор-фирма) и клиент заключают договор о продаже конкретной дебиторской задолженности (долга). Затем предприятие извещает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи фирме на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление такой услуги клиент получает номинальную сумму долга со скидкой. Ф. может быть использован для расширения продаж, поскольку дает возможность реализовывать продукцию новым группам покупателей, а также способствует более быстрой оборачиваемости капитала. Однако Ф. имеет ряд недостатков: фирма несет чистые убытки из-за получения неполной суммы долга; возникает возможность потери контроля над должником, а также потери информации о должниках как потенциальных клиентах. Применение Ф. в России затруднено из-за обесценения долгов вследствие инфляции.

Факторы производства

Факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг. Они включают природные ресурсы,  человеческие ресурсы, капитал и предпринимательство, или предпринимательскую способность, в последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов - это информация. Каждый фактор имеет свое место в экономической системе и свою конкретную функцию (см. Производство).

Фирма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франчайзинг

Франчайзинг (от фр. franchise - льгота, привилегия) - финансовая сделка, которая позволяет приобрести на рынке различные права, лицензии, ноу-хау на оригинальные фирменные услуги. Используется прежде всего для проведения исследовательских работ и испытания новых образцов продукции. Крупные корпорации используют интеграционные связи с мелким бизнесом. Ф. становится наиболее распространенной формой такого взаимодействия в сфере торговли и услуг. Суть Ф. заключается в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от фирмы-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени. Капиталовложения могут осуществляться как за счет передачи в аренду фирме-оператору основных фондов, находящихся и собственности компании-франчайзера, так и за счет собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставлять мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего предприятия и расплачивается с головной компанией только за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании. Прогрессирование Ф. объясняется экономией времени и капитала на расширение бизнеса, распределением рисков, связанных с расширением собственного бизнеса с франшизо-держателем, упрощением процесса освоения новых видов деятельности, поскольку покупка франшизы предполагает получение не только лицензии, но и технологических процессов, программных продуктов и системы ведения данного вида деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница